Участие в демократизации жизни ученических коллективов (1988 год)
Участие в демократизации жизни ученических коллективов, развитие инициативы и самодеятельности учащихся, повышение их роли в управлении делами школы – одно из приоритетных направлений деятельности обкома ВЛКСМ.
Основные направления этой работы:
- активное участие комсомольцев-школьников в работе советов школ;
- на заседаниях единых школьных советов учащиеся вместе с родителями и педагогами обсуждают вопросы планирования, распределения заработанных школьниками средств, организации досуга, оценки работы педагогов;
- создание цепочек содружеств: октябрятская группа — пионерский отряд — классная комсомольская организация;
- использование методики коллективной творческой деятельности И. П. Иванова;
- создание единых воспитательных центров и клубов по интересам;
- участие в конкретных общественно значимых делах;
- развитие управленческих начал учащихся школ на уровне района и города: объединения и клубы старшеклассников, городские комсомольские штабы;
- подготовка, обучение школьного комсомольского актива.
Практика показывает, что комсомольские организации школ успешно используют предоставленную XX съездом ВЛКСМ возможность самостоятельно определять формы и методы работы.
В 1987 году с целью пропаганды и распространения среди молодых учителей области опыта работы педагогов-новаторов, идей педагогики сотрудничества обкомом ВЛКСМ, институтом усовершенствования учителей, областным управлением народного образования был образован клуб творческой педагогики «Исток».
Создание творческих лабораторий, разработка программ (например, программа «Сельская школа»), выездные заседания на базе школ Иванова и области, творческие командировки – вот неполный перечень деятельности клуба. В дальнейшем свою задачу «Исток» видит в более активном привлечении к своей работе старшеклассников, особенно по вопросам организации процесса и внеурочной деятельности.
Проблема демократизации школьной жизни неизбежно ставит вопрос подготовки комсомольского актива.
В нашей области сложилась система подготовки комсомольских активистов, которая дает неплохие результаты. Как правило, ежемесячно проводится обучение секретарей школьных комсомольских организаций в горкомах и райкомах ВЛКСМ, ГКШ «Комиссар» г.Иванова проводит учебу членов комитетов ВЛКСМ «Коммунар» в течение учебного года, в зимние каникулы – городской сбор комсоргов «Корчагинец», ежегодно обком ВЛКСМ собирает комсомольский актив области на сбор «Радуга».
В последние годы много интересного в этом направлении делает Шуйский горком ВЛКСМ: традиционным стал лагерь пионерско-комсомольского актива «Искра», в зимние каникулы проводятся городские коммунарские сборы.
Методические материалы, выпускаемые по итогам сборов, восторженные рассказы ребят, их активная работа в комсомольских организациях не могли не оказать своего воздействия: методика коллективной творческой деятельности все большее распространение получает в других райкомах ВЛКСМ, школах области. Сборы пионерского и комсомольского актива по этой методике теперь проводят Кинешемский, Ивановский, Родниковский, Комсомольский, Фурмановский и другие районы.
Огромную помощь в обучении комсомольского актива обкому ВЛКСМ оказывает областной педагогический отряд «Товарищ», созданный из выпускников ГКШ «Комиссар».
Одна из задач городских комсомольских штабов старшеклассников – воспитание у школьников потребности и умения жить интересами общества. По сути дела уже сегодня многие штабы являются мини-моделями, прообразами подлинно самодеятельных, творческих «первичек», которые так необходимы нашему Союзу. Обком комсомола уделяет большое внимание пропаганде штабного движения и оказанию практической помощи существующим штабам.
В настоящее время в Ивановской области работает 7 городских комсомольских штабов старшеклассников: в Иванове, Шуе, Фурманове, Кинешме, Кохме, Родниках и Тейкове.
В рассматриваемый период обком ВЛКСМ большое внимание уделял вопросам развития самоуправления в профессионально-технических училищах области. В большинстве СПТУ представители учащихся входят в состав совета коллектива СПТУ, принимая деятельное участие в их работе.
Главная проблема сейчас состоит в отсутствии у ребят навыков принимать решения и брать на себя ответственность, а также чуткого и корректного руководства со стороны взрослых.
Перспективным направлением комсомольской работы в СПТУ, по мнению обкома комсомола, является хозрасчетная деятельность комитетов ВЛКСМ училищ. Областной комитет ВЛКСМ оказывает поддержку в организации хозрасчетных объединений в СПТУ области.
Большой проблемой остаются шефские связи базовых предприятий со своими училищами. Особенно осложнилась эта взаимосвязь после перехода предприятий на хозяйственный расчет. В условиях, когда приходится считать каждую копейку, предприятия неохотно идут на затраты для училищ, материально-техническая база многих из которых оставляет желать лучшего. Есть резервы в контактах комсомольских организаций предприятия и СПТУ. Будущее – за договорами между училищами и предприятиями на подготовку определенного количества рабочих. Необходимо практиковать заключение договоров о сотрудничестве и между комсомольскими организациями училища и предприятия. Одним из направлений решения данной проблемы может быть объединение комсомольских организаций предприятий и училищ.
(Из сборника «От конференции к конференции», 1989 г.)
→
О работе комсомольского штаба старшеклассников Шуи (1988 год)