«Это будет маленькое повествование…»
Из письма П.С. Капустина народному артисту СССР Льву Раскатову, г. Рига, 1989 г.
Дорогой Лева! Мой племянник Вова Капустин прислал мне вырезку из газеты «Рабочий край», где я прочитал статью о твоем юбилейном вечере, посвященном 60-летию со дня твоего рождения. Прочитал и был тронут до глубины души, до слез, что не забыл ты старика и так тепло и искренне отзываешься обо мне. Спасибо тебе, Левушка! Спасибо! И у меня возникло непреодолимое желание душевно побеседовать с тобой, ведь наши встречи были так редки, переписка такой незначительной, а дружба, проверенная временем, – нерасторжимой, и я решил дать волю нахлынувшим на меня чувствам, мыслям и изложить их письменно.
Это будет маленькое повествование не столько о тебе лично, а в целом о наших кружковцах, работавших в драмкружке Дворца пионеров, о той дружной творческой атмосфере, которая объединяла и «цементировала» нас. Вот и сейчас ты представляешь для меня огромную внутреннюю гордость, что помнишь, что чтишь, что взял, будучи кружковцем Дворца пионеров, прекрасные основы театрального искусства от молодого режиссера, только что вернувшегося из Москвы, взял все, что только можно было взять. Планы у меня были большие! Но в итоге я оказался в нашем прекрасном ивановском Дворце пионеров и этот период работы я считаю одним из лучших, плодотворных периодов во всей своей жизни.
А сколько воспоминаний породила эта газетная статья в моей памяти! Многое, конечно, забылось, но прекрасно помню тебя в «Кухаркиных детях». Может ты и забыл все это, а я вот прекрасно помню! А когда у нас со временем был накоплен репертуар, какие чудесные спектакли и концерты проводили мы в зале Дворца, а позднее в воинских частях, для отправляющихся на фронт, а также в колхозах, и везде нас принимали на «ура!». И такой прием вы заслужили, потому, что все, что вы делали, вы делали искренне, с юношеским задором, от всего сердца, от всей души. Я старался привить вам все лучшее, что мне удалось взять от учебы, от театральной Москвы….
Разве можно забыть наши летние турпоходы… Мне хорошо запомнилась одна игра. Условно мы ее назвали «Найти противника». Одна группа ребят должна была прятаться, другая – найти их. И какая была вами проявлена сказочная смекалка при маскировке. Одни окопались свежей копной травы, другие – подвижными кустарниками, а кто-то изображал огородное пугало. Словом, вы все были замечательными выдумщиками, и помнится мне, нашли тогда многих с большим трудом – за исключением тебя. Нет только Левы! Было высказано предположение, что ты вышел за пределы указанной зоны, где можно было прятаться. Тут уж мне пришлось объявить, что игра окончена: «Лева, выходи!» И каково было наше удивление, когда из трубы с небольшим отверстием, проложенной через дорогу, на которой мы стояли, показался улыбающийся негритенок с блестящими белыми зубами, разразились возгласы восторга, радостного смеха и удивления. Никто не предполагал, что через узкое отверстие трубы может пролезть твое хилое тогда тельце. Лицо и одежда были черными. Все это произошло при подходе к городу, в районе сажевого завода и труба оказалась забита сажей.
Хороши были наши турпоходы, познавательны… На другой день после похода все приходившие во Дворец могли видеть на большом фанерном стенде нашу стенгазету с повествованием о нашем путешествии. С наступлением зимы мы становились на лыжи. Ездили на «Красную Талку», в селе Богородское в нетопленом клубе дали для работников совхоза прекрасный концерт.
Передо мной всегда стояла задача – как можно активнее приобщить вас к культуре и искусству, полно использовать в спектаклях. Но не для каждого из вас находились роли, подходящий репертуар… Как-то мне удалось получить командировку в Москву, оттуда я привез каждому участнику по коробке настоящего грима, несколько килограммов лигнина, вазелина, пудры, то есть все необходимое для урока грима. Помню, как восторженно вы размещались в зеркальном фойе и превращались во «взрослых» людей, а то и в «стариков». На уроках по технике речи мне, к сожалению, так и не удалось устранить шепелявость у Вовы П., несмотря на то, что он разучил много скороговорок, усердно тренировался.
Семена, посеянные в благодатную почву, дали определенные всходы. И этим я горжусь. Вы сами могли распределить обязанности по ведению спектакля, примерно: Лева Раскатов – помреж, Вася Гужов – осветитель, Вова Петров – реквизит, Толя Черномордик – за занавес. Юра Пименов, Вова Александровский – ответственные за всю постановку. Все участники спектакля и не занятые в нем отвечали за порученное каждому дело.
Левушка, работал я с вами от всей души и сердца. Каждый день я знал, что скажу кружковцам, к чему буду готовить. Вы никогда не видели у меня никаких записей и конспектов, дома я все для себя намечал, а весь материал, который вам нужно было преподнести, я знал назубок. Если ты помнишь, я всегда с восторгом говорил о театре, что театр – это святыня, храм, но в этом храме каждому участнику отведена определенная роль и далеко не каждому суждено быть в числе первых жрецов храма. Я говорил: постигайте все, что вам доступно из области театрального искусства, читайте К.С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве» – книгу, которая в те годы вышла массовым тиражом, – но наряду с этим поступайте на учебу в техникумы, институты, овладевайте различными профессиями, а в самодеятельности вы с полученными здесь знаниями всегда будете на первых ролях. И некоторые воспользовались этим добрым советом. А ты оказался особенным, весьма восприимчивым и трудолюбивым счастливчиком, который с раскрытым ртом слушал меня, как губка впитывал в себя все нужное, все прекрасное и необходимое. Все это и было моей «закваской», которой тебе хватило на определенный период роста. А дальше уже твое трудолюбие, неуемная пытливость и любознательность. Общение с известными актерами и режиссерами сделало тебя тем, что ты сейчас есть.
В связи с выездом из Иванова на постоянное место жительства в Ригу я, к сожалению, не видел твоего роста, лишь в кратковременные приезды слышал я от знакомых, что ты стал любимцем публики. В один из приездов мне сказали, что ты прекрасно исполняешь роль деда Щукаря в «Поднятой целине». Очень хотел посмотреть, но вы были на гастролях. В последний мой приезд в Иваново, если помнишь, я тебе сказал, что ты – корифей сцены и тебе нужны столичные подмостки. Но ты остался верен родному тебе Иванову, где тебя все знают, высоко ценят и любят, где ты всегда на первых ролях, регулярно играешь во многих спектаклях. А в столице, несмотря на талант, и корифеи сцены выступают от спектакля к спектаклю – периодически, потому, возможно, ты и прав, что так верен своему родному городу.
Дорогой и милый мой Левушка! Хотя и с большим опозданием, но от всей души и от всего сердца поздравляю тебя со славным шестидесятилетием! Счастья тебе! Крепкого здоровья! Огромных творческих успехов! Создания еще многих и многих запоминающихся образов на сцене! Крепко целую и обнимаю тебя!
Дом, где зажигаются сердца. Иваново, издатель Епишева О.В., 2009, ISBN 978-5-904004-13-2.
Составители: А.Г. Любимова, Т.А. Круглова, В.Е. Сердюк