Время трудностей и устремлений
Л.А. Розанова, доктор филологических наук, профессор. Иваново, 2009 г.
… Перед первым сентября нас собрали в бомбоубежище и объявили, что мы будем заниматься в три смены. Несколько дней занимались непривычно, с тревогой и путаницей. Затем нас упорядочили. Загадка, как четко действовали органы народного образования, которые отвечали за просвещение в нашем регионе.
Мы получили известие: переезжаем во Дворец пионеров. Переносили школьные предметы на руках. В здании Дворца пионеров были лаборатории, и часть классов разместили в них, а другую поселили в предметных кабинетах, например, кабинет биологии, в котором было множество разных растений. Кого в литературный кабинет, кого в математический … Наш 10-й класс 52-й школы поместили в астрономический. Он был лучшим учебным кабинетом.
Начались занятия. Школьников удивляла та упорядоченность в распорядке дня и жизни, которая шла собственно от Дворца пионеров. В подвальном этаже находился буфет и там не за деньги, а, видимо, из каких-то городских фондов подпитывали учеников. И то, как подпитывали, вызывало удивление. В строго определенное время давали порцию простокваши в керамической баночке, к ней еще полагалась маленькая булочка, или пара печеньиц, или пряник. И ученик сам в себе в своей значимости укреплялся. Это неукоснительно соблюдалось. Мы не мыли посуду или черпак – для этого была обслуга. Когда мы приходили, чашки уже стояли на подносе около буфетчицы. Очень строго соблюдались звонки на перемену. Во многих школах они прекратились, а здесь существовал абсолютный порядок. Был резкий контраст между той неупорядоченностью, с которой школьники столкнулись в бомбоубежище, в частных домах, в 23-й школе, и тем, что существовало во Дворце пионеров. Во время занятий идешь по коридору и кажется, что ты в пустом здании.
На перемене, бывало, заглянешь куда в дверь или нишу – и ошеломляют росписи в комнате сказок, или в репетиционной комнате, или в зрительном зале. Он не запирался, и ты мог войти туда и испытать некоторые возвышающие тебя чувства. Очень держались устные рассказы о том, кто из художников-палешан расписывал какую комнату, и о Левке Раскатове – рассказы о нем составляли изюминку многих дней.
Раскатов шел классом младше нас. Приходил он всегда за некоторое время до спектакля. Сначала по Дворцу распространялась информация о том, что сегодня будет играть Раскатов. Затем он появлялся. Он обитал в той части коридора на 2-м этаже, которая была ближе к сцене. Ходил он по коридору тихо. Никаких отклонений – схватить за ручку какую или штору, что было обычным у других мальчишек. Меня всегда удивляло его лицо. Если Левка не на сцене, оно обычно было несколько хмурым, мрачным или выжидающим. Никогда не вступал ни с кем в разговор…. Но иногда он вдруг молча кланялся встречному. И тот, кто шел навстречу ему, если соображал, то тоже кланялся….
После спектакля Лева не любил разговаривать. Около парадного входа собирались поклонники, жаждавшие о чем-нибудь поговорить с ним. В дни постановок все переживали, отпустит ли преподаватель на спектакль Раскатова, посылали к педагогам делегатов, чтобы отпустили пораньше на спектакль…. Но учителя на это не шли – в лучшем случае давался сокращенный урок перед спектаклем….
Иногда в начале уроков мы читали вслух письма из армии от наших мальчишек. Письма имели малую информацию, в основном читали письма не наших одноклассников, а тех, кто на год старше, и девочек тоже.
Возвращаясь с занятий в гостеприимном Дворце пионеров мы нередко останавливались на углу Пограничного переулка и улицы Демидова (В.В. Демидов, 1840-1908, организатор первого стационарного театра в Иваново-Вознесенске, руководитель Народного театра. – Ред. В. С.) и спорили не столько о событиях сегодняшнего дня, сколько о будущем: будущей жизни вообще и предстоящей нашей. …. Споры были затяжные, однозначного решения не имели…
Дом, где зажигаются сердца. Иваново, издатель Епишева О.В., 2009, ISBN 978-5-904004-13-2.
Составители: А.Г. Любимова, Т.А. Круглова, В.Е. Сердюк