Мы пока что не артисты
Галина Масловская (Трещалина), инженер. Иваново, 2007 г.
Шел сентябрь 1964 года. Я пошла учиться в третий класс. И вот однажды моя подружка – соседка Нина Плаксина говорит:
– Пойдем во Дворец пионеров записываться в драмкружок.
– А что там делать? – спрашиваю я. Нина отвечает:
– Будем учиться убирать на сцене в драмкружке, а потом будем смотреть там все спектакли.
Я согласилась, и мы отправились поступать. Пришли. Нас пригласили в комнату, где находился человек в военной форме, но без погон. Он нам показался очень взрослым дяденькой. А был тогда ему всего двадцать один год. Это был Юрий Михайлович Пименов, он только что вернулся с войны. Разве могла я тогда предположить, что этот человек оставит такой след в моей душе и памяти, так повлияет на судьбы многих ребят, которые пришли к нему в драмкружок.
Юрий Михайлович говорит мне:
– Девочка, а ты знаешь какое-нибудь стихотворение?
– Знаю.
– Прочитай.
И я начала:
– Голодный фриц в деревне рыщет,
Он десять дней не видел пищи,
Улыбка на лице у фрица:
Корову видит фриц…
А далее в том стихотворении рассказывается, что корова-то оказалась «партизанкой», она не только не дала фрицу молока, но еще и сильно боднула его. Не помню уж, кто был автором этого стихотворенья военного времени, которое еще было живо в нашей памяти. Юрий Михайлович очень смеялся. Так мы с Ниной записались в драмкружок, который вскоре стал для нас вторым домом.
Все свободное время мы проводили во Дворце: репетиции, занятия, концерты, спектакли. Зимой мы выступали на сцене Дворца, в школах, детских домах, а летом – в пионерских лагерях, в Детском парке. Особенно любила я новогодние праздники, хотя выступать в эти дни мне приходилось много. Я была маленькая, но шустрая и громкоголосая, так что меня сразу взяли в новогодние литературные монтажи. Сначала я выступала в роли Нового года, а повзрослела – стала Снегурочкой. Сколько школ мы обошли с новогодними монтажами! ЮрМих – Дед Мороз, я – Снегурочка, Захар Евдокимович Сухотин – затейник, а дядя Саша, как я звала Александра Петровича Евдокимова, играл на баяне.
А сколько хороших спектаклей мы сыграли! Летом, как правило, одноактные выездные постановки: «Режиссер Петушков», «Лисий хвост» и другие. Отлично в них играли Лора Павлычева и Толя Бухман. Ну, а зимой в стенах Дворца шли многоактные спектакли. Очень большим успехом у юных зрителей пользовался спектакль «Снежок», в котором были заняты Боря Манаков, Витя Сердюк, Нина Мохова, Стас Прохоров. Выступал в нем и Юрий Михайлович. Я играла роль негритянской девочки Бэтти. И как было хорошо, когда по ходу действия директор школы (ЮрМих) обнимал Бэтти, защищая ее от плохих ребят, а я думала: «Это мой папа. Он никому не даст меня в обиду!» Да, мы были детьми войны, отцы многих погибли на фронтах, а так хотелось отцовского тепла. И Юрий Михайлович был для нас отцом и старшим братом. Мы знали и чувствовали, что все свободное время и все тепло своего сердца он отдает нам. И платили ему бесконечной любовью.
Приходило лето, наступали каникулы. Казалось бы, сиди дома, бездельничай. Нет, мы мчались во Дворец. Помимо спектаклей и концертов играли в волейбол, ручеек, крокет. А разве забыть походы по родному краю! Ходили в район Рубского озера, потом на Уводьстрой, ездили в Щелыково, где отдыхали актеры Малого театра. Во время встреч с нами они рассказывали о своем театре, великих актерах, спектаклях. А вечером мы играли с ними в футбол. Однажды в воротах у нас стоял Толя Павлычев и ему забили гол: мы проиграли. И Толя так громко плакал. Юрий Михайлович подумал, что его ударили во время игры. А Толя, вытирая слезы, говорил: «Я от боли не плачу, я только от обиды плачу». И так он упирал на «О», что мы рассмеялись, ведь на занятиях в кружке мы все учились правильно и красиво говорить, произносили скороговорки, ставили этюды, читали вслух интересные книжки.
Каждый спектакль, как правило, проходил в переполненном зале, иногда зрители сидели даже на сцене. Билеты на все спектакли распространялись по школам. Учишься хорошо – получи билет на спектакль во Дворец пионеров.
В различных кружках занимались все, кто хотел и, естественно, бесплатно. И никогда не отсеивали «бесперспективных». Для каждого находилось дело. Занимайся! Развивайся! Время было тяжелое, много было хулиганства. Вот Дворец и отвлекал от пустого времяпрепровождения, от улицы. Ни один мальчик-драмкружковец не свернул на «плохую дорожку». Хорошие люди выросли из наших ребят: учителя, врачи, инженеры, артисты, юристы, есть даже один писатель – В. Сердюк. Были у нас и свои поэты. Так, Эля Клементьева написала гимн кружка. В нем есть такие слова:
Во Дворец наш пионерский
Детвора спешит гурьбой,
Здесь спектакль играют детский,
Здесь театр открылся свой.
Мы пока что не артисты,
Нам еще немного лет,
Драмкружковцы и туристы,
Нам нигде преграды нет.
Самое главное, что воспитывал в нас Юрий Михайлович, – чувство дружбы. И драмкружковцы всегда славились своей сплоченностью. Неизменным нашим старостой много-много лет была Вера Сафрина. Ежегодно 27 марта мы в кружке проводили встречу с его бывшими воспитанниками, среди которых были народный артист СССР Л.В. Раскатов, дикторы Ивановского радио Г.Б. Копылова и Н.Н. Попов, кандидат технических наук О.В. Лебедев, В.А. Шушина и другие. К нашему удивлению, этот день позднее был объявлен Международным днем театра.
Дом, где зажигаются сердца. Иваново, издатель Епишева О.В., 2009, ISBN 978-5-904004-13-2.
Составители: А.Г. Любимова, Т.А. Круглова, В.Е. Сердюк