Вернуть детям ТЮЗ
«Ленинец», 28 марта 1963 года
Автор этой статьи Борис Капитонович Пашков хорошо известен ивановцам. Пять лет он был режиссером существовавшего прежде и в Иванове Театра юного зрителя. И за это время создал немало запоминающихся постановок для детей. Позднее Борис Капитонович работал в Ивановском театре кукол. Восемь лет был его главным режиссером.
Вопросы эстетического воспитания подрастающего поколения волнуют Б.К. Пашкова, умного и верного друга ребят.
Как часто слышишь эту фразу и в школах, и в клубах, и в библиотеках, и на улицах Иванова, и на собраниях, и на праздничных вечерах: когда же откроется в Иванове ТЮЗ?
Об этом спрашивают меня вот уже почти пятнадцать лет знакомые и незнакомые люди – бывшие зрители ивановского ТЮЗа, который был закрыт в 1948 году. Как нерентабельный, не могущий существовать на хозрасчете. Так был поставлен тогда вопрос.
ТЮЗ закрыли, а его тогдашние зрители не забывают его, до сих пор вспоминают и спектакли, и актеров.
Зал театра был всегда битком набит. И в нем всегда было горячо. Или мертвая тишина от захватившей сцены, или буря негодований, восторгов. Равнодушных там не было.
Я помню, как ребята не хотели уходить из зала после премьеры «Павлик Морозов» – так сильно потрясли их героизм и смерть Павлика. Они ушли только тогда, когда убедились, что актриса, игравшая Павлика, жива. А актер, игравший подкулачника, убившего Павлика, жаловался мне, что каждый раз после этого спектакля его сопровождали мальчишки – зрители и ругали всю дорогу.
Помню, с каким волнением мы встречали в Сокольском ребят, организованно, под руководством учителей, пришедших на спектакли из окрестных деревень.
ТЮЗ любили горячо, страстно. Многие ребята смотрели один и тот же спектакль по 5-10 раз, потому что он будил мысль, будоражил чувства, воспитывал детей. Надо было слышать, как горячо обсуждались спектакли и в антрактах, и по дороге домой, и на другой день в школе. Учителя иногда звонили нам, что сегодня уроки прошли значительно лучше, потому что вчера ребята были в ТЮЗе.
И не только спектаклями воспитывал ТЮЗ. До ста ребят были активистами театра. Туда не принимали, если есть хоть одна двойка. Но туда стремились. Там были кружки: драматический, танцевальный, массовиков-затейников. Театр помогал школе, прививая детям и культуру, и художественный вкус, и умение вести себя, и любовь к театру.
Нечего греха таить: и наш теперешний областной драматический театр ощущает на себе отсутствие ТЮЗа, готовившего для него квалифицированные кадры зрителей. И неслучайно не раз за эти годы поднимался разговор о необходимости восстановить его.
Организованный в прошлом году народный Театр юного зрителя во Дворце пионеров возник именно вследствие того, что в городе остро чувствовалось отсутствие детского театра. Этот театр делает хорошее дело, нужное, важное, он пользуется любовью своих зрителей, но, к сожалению, он никак не может удовлетворить запросы детей, так как в состоянии играть всего по 4-5 спектаклей в месяц. Ведь его актеры – любители, учащиеся или где-то работающие. Они не могут играть и репетировать ежедневно.
Отсюда встает вопрос о создании профессионального ТЮЗа. Мне скажут: нет помещения, нет средств, нет кадров. Если идти таким путем, то ТЮЗа в Иванове не создать никогда. А если взяться за это дело энергично и с любовью, то можно сделать многое.
Прежде всего, думается мне, в план следующей пятилетки надо включить постройку театра, в котором работал бы профессиональный ТЮЗ. Тут же был бы и кукольный театр, который скоро будет праздновать свое тридцатилетие, но все еще скитается из школы в школу. И, наконец, в этом театре могли бы играть и народные театры (ведь детские-то спектакли идут днем) и лучшая детская театральная самодеятельность. О таком помещении надо думать, надо его строить.
Пока же оно строится, надо начать постепенно переводить на положение профессионального самодеятельный ТЮЗ при Дворце пионеров. Ядром его должна быть небольшая группа профессиональных актеров, выращенных из самодеятельности. С помощью любителей пусть эта группа играет ежедневно. Спектакли пусть будут платные. Ведь и наш ивановский ТЮЗ начал свою работу в 1932 году тоже с небольшим коллективом актеров и минимальными расходами. Через год он стал необходим ребятам. Недостатка в платном зрителе не было.
Я уверен, что мое предложение вызовет отклики. Много найдется людей, которые горячо поддерживают его и помогут своими соображениями.
Найдутся и такие, которые принципиально поддерживая это дело, будут возражать, ссылаясь на нереальность, нерентабельность и прежде всего на отсутствие средств и помещения.
Вот и стоит широко обсудить этот вопрос, выяснить, что мы можем уже сейчас сделать. И обсудив, начать делать, ибо, чем дальше будет откладываться этот вопрос, тем большее количество наших детей будет вступать в жизнь с недостаточным эстетическим багажом.
Партия требует от искусства нести народу произведения высокой идейной и художественной силы воздействия. Н.С. Хрущев призвал деятелей советской литературы и искусства, верных помощников партии, направить свои усилия на завоевание новых успехов в строительстве коммунизма, а воспитывать людей через искусство в духе коммунизма нужно с детского возраста.
Б. Пашков