Снова серьезный разговор
«Ленинец», 17 октября 1964 года
Осень напомнила, что надо еще раз проверить планы, тщательно продумать, все ли готово к началу сезона, рассмотреть списки кружковцев… Нора Евгеньевна Буренева листает обыкновенную ученическую тетрадь в клетку. Здесь вся, еще небольшая, история народного театра, планы на будущее, это своеобразный отчет народного театра юного зрителя.
Вот цифра – 17450. Это число зрителей, побывавших на спектаклях Ивановского театра юного зрителя только в прошлом сезоне. От восьми до пятнадцати постановок каждый месяц – вот вторая цифра. А в промежутках между постановками – репетиции. Их не перечтешь.
Легче, перелистав тетрадь, узнать, кто является активистом театра, был занят во многих спектаклях. Большинство из них в прошлом были кружковцами Дворца пионеров, полюбили сцену. И вот сейчас, став взрослыми, выбрав дорогу в жизнь, далекую от театра, они все же не бросают любимого дела.
Была просто Галкой, любимицей ребят во Дворце пионеров Галина Масловская. Закончила Ивановский энергетический институт, стала инженером. И снова, как и раньше, приходит она во Дворец пионеров, но теперь не для того, чтобы участвовать в детских спектаклях, а создавать спектакли для ребят.
Альбина Захарова, лаборантка Ивановского мединститута, Лев Шперлинг, начальник производственно-технического отдела силикатного завода, юрист Александр Кудряшов, учительница Вера Сафрина, инженер Николай Попов, Ира Ручкина, Виктор Красиков, Рудольф Шиляев, Юрий Чернов…. Всего их 45 человек.
Юля в «Бывших мальчиках», Катерина в «Грозе» – вот большие работы В. Сафриной. Клейтона в «Хижине дяди Тома», поэта Томики в «Журавлях» и многие другие роли сыграл А. Кудряшов. Да и у других на счету немало созданных образов в спектаклях театра.
Спектакль «Гроза», «Я тебя найду», «Свои люди – сочтемся» и многие другие нашли признание у зрителей. И каждый из них поставлен со строгим расчетом: а что он даст тем, кто сидит в зале, чему научит их, подскажет ли, какой дорогой нужно идти по жизни. Или поставлен для того, чтобы помочь ребятам глубже разобраться в драматургическом произведении того или иного писателя, творчество которого они разбирают они на уроках в классе.
Например, сыгранный много раз спектакль «Бывшие мальчики» Ивантера – об ответственности старшего поколения перед младшими. «Упрямые лучи» – произведение о пионерской романтике. Спектакль «Цветы живые» – о дружбе ребят с рабочими, членами бригад коммунистического труда.
Много раз играли тюзовцы драматическую поэму «Журавли» грузинского драматурга и поэта В. Гоголашвили, написанную автором по материалам подлинных событий, происшедших в Хиросиме. К миру, к борьбе за него призывает спектакль. Его любят играть сами кружковцы, этот спектакль хорошо принимают зрители. Вот почему он остается в репертуаре театра и вновь будет показан юным ивановцам.
Сейчас артисты народного театра юного зрителя работают над пьесой В. Розова «В день свадьбы». О любви и долге перед семьей, о том, что надо беречь свое первое глубокое чувство, рассказывает пьеса. В ней много спорного, много вопросов, которые зрителю предстоит решить вместе с артистами. Но этими привлекает пьеса творческий коллектив – над ней надо думать, многое в ней трактовать по-своему.
Новый спектакль почти готов. Его увидят в ближайшее время старшеклассники, студенты вузов, молодые рабочие. И не только увидят, творческий коллектив хочет провести диспуты по этому спектаклю, затеять с молодежью большой разговор о поступках героев спектакля, об ошибках, которые порой приходится искупать дорогой ценой.
А малыши с удовольствием посмотрят премьеру «Похищение луковиц». Его участниками будут ребята из студии, созданной при театре юного зрителя.
В заделе у самодеятельных артистов спектакль «Романтики». Хотят они поставить и пьесу «Они и мы», рассказывающую о комсомольском долге, о том, как надо жить, о том, что не тот настоящий человек, кто умеет красиво говорить. Настоящего человека узнают по его поступкам.
В общем, снова артисты будут поднимать на сцене важные, большие вопросы, продолжат начатый раньше серьезный разговор с юными зрителями.
А. Алова