Страница Ленинианы
«Рабочий край», 15 декабря 1966 года
Год 1917. Год рождения нового мира. Каждый день его насыщен событиями огромной значимости. Каждый день его неразрывно связан с именем Ленина. Он – у руля корабля революции. Он – во главе миллионов рабочих и крестьян, ведомых партией к счастью и радости свободного труда на свободной земле. Одну из страниц титанической борьбы нашего народа воскрешает пьеса М. Шатрова «День тишины» поставленная Ивановским народным театром юного зрителя.
Действие спектакля охватывает одну неделю из жизни Ленина, из жизни Страны Советов – последнюю неделю 1917 года. Именно тогда решался один из острейших вопросов – о Брестском мире. Надо было найти одно, единственно верное решение, сопоставить все «за» и «против», учесть все взаимосвязи, все сложные переплетения противоборствующих начал. Не революционная фраза, а точнейший анализ конкретной обстановки определяли решение. И Ленин нашел ответ.
Над Питером опустилась ночь. Но в штабе революции, в Смольном, бурлит работа. Неожиданно на заседании совнаркома Ильич почувствовал себя плохо. И тогда ближайшие соратники В. И. Ленина поняли, что вождю, во что бы то ни стало нужен отдых. Но как оторвать его от дел, которых непочатый край? Как оторвать его сейчас, когда там, в Бресте, идут трудные переговоры, когда с минуты на минуту германский империализм может предъявить ультиматум … Нет, он, Ленин не позволит себе отдыха в этот ответственный период. И все же 23 декабря 1917 года Совнарком по инициативе Я.М. Свердлова выносит решение предоставить Ленину краткосрочный отпуск. И Владимир Ильич вынужден подчиниться. Он едет на Карельский перешеек, в санаторий «Халила».
Спектакль повествует о первом ленинском отпуске, показывает, как «отдыхал» Ильич, как он использовал день тишины. Мы видим Ленина в рабочем кабинете, беседующим с товарищами, солдатом, с детьми. Ленина любующегося природой, играющего в снежки и шахматы. Каждый новый эпизод, штрих подчеркивают и дополняют представление о цельности натуры вождя, о его обаятельности и человечности.
И в этом заслуга не только драматурга, но и исполнителя роли В.И. Ленина – Ю.М. Пименова. Простая и строгая манера игры, внешнее сходство, стремление с наибольшей достоверностью передать внутренний мир Ленина – вот что характерно для Ю.М. Пименова.
Следует сказать, что над воплощением образа вождя актер трудится в течение ряда лет. До этого ему довелось выступать в роли В. И. Ленина в спектаклях «Именем революции» М. Шатрова, «Цветы живые» Н. Погодина. Естественно, что образ Владимира Ильича от постановки к постановке углубляется.
Ильич в исполнении Ю.М. Пименова целеустремлен и сосредоточен, предельно мобилизован и многогранен. Да, он устал. Да, его мучают головные боли и бессонница. Но за его спиной Россия, революция. Его беспокоит зловещая тишина Бреста. Он с волнением слушает Джона Рида (его роль исполняет сотрудник ИвНИТИ Л.П. Колов), только что вернувшегося с северного флота. А что думают о революции, о войне и мире простые люди? Ленин с интересом слушает старушку-финку. И когда она говорит, что сейчас человек с ружьем стал защитником интересов простых людей, что его не надо теперь бояться, Владимир Ильич по достоинству оценивает эту мысль.
Ю. М. Пименов для каждого эпизода находит особые интонации, особые краски.
В спектакле мы встречаемся и с другими видными деятелями партии и Советского государства: Я.М. Свердлов и А.М. Коллонтай, Н.К. Крупская и Э. Рахья, а также с простыми людьми – солдатом и красногвардейцем, финскими женщинами, детьми. Каждая роль по-своему колоритна, но каждая из них преследует одну цель – лучше раскрыть образ Ленина. И надо сказать, что исполнители в целом справились со своими задачами, хотя есть и недоделки, ошибки в актерской игре. Студент химико-технологического института С.М. Кузнецов проделал огромную работу над ролью Я.М. Свердлова и добился заметного успеха. Но хотелось бы, чтобы С.М. Кузнецов обратил внимание на дикцию. От нечеткого произношения реплик восприятие образа одного из ближайших соратников Ильича несколько проигрывает.
Задорно, с детской непосредственностью звучат «партии» Сережи (ученик школы № 6 Саша Морозов) и Шурки (ученица школы № 58 Наташа Критская)
Сложная роль у сотрудницы ИвНИТИ А.Ф Тумановой играющей А.М. Коллонтай. А.Ф Туманова в какой-то мере обеднила этот образ, акцентируя деловитость Коллонтай, оставив несколько в тени ее душевность, ее заботу о Ленине. Она именно «играет», а не «живет» на сцене.
Врач Е.Н. Лебедева, создавшая образ Н.К. Крупской, внешне удивительно похожа на свою героиню. Автор пьесы пытался показать на сей раз не только политического деятеля, но женщину – верного спутника Владимира Ильича на жизненном пути. И Е.Н. Лебедева сумела донести до нас тепло и заботу жены вождя, его друга и помощника.
Доброго слова заслуживает учительница-пенсионерка, старейшая участница самодеятельного коллектива М.Ф. Аверина (старушка-финка) и пенсионер В.Н. Левиков (солдат). Они ведут свои маленькие роли с большим тактом. Особенно интересной представляется нам работа В.Н. Левикова, который сумел наполнить образ солдата эмоциональностью, достоверностью.
Есть в пьесе и еще один персонаж – Автор (В.А. Большаков). Он не только вводит зрителя в курс того, что происходит на сцене, но и показывает события «за кадром». В.А. Большаков справился со своей нелегкой задачей.
Остается сделать общий вывод. Несмотря на частные огрехи спектакль «День тишины» является, нам кажется, большим событием в театральной жизни города. Он радует и актерскими удачами, и декорациями (художник М.М. Молодяшин), и главное – смелым творческим поиском. И в этом чувствуется немалый труд режиссера Н.Е. Буреневой сумевшей придать спектаклю стройность и лирическую тональность. Сказались и консультации умершего на днях заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственной премии В.С. Колесаева.
А. Сашин, М. Владимиров