Театр – педагог
«Ленинец», 20 апреля 1966 года
Наша юность мечтательна. Романтика ее бытия – это не чудное слово, заставляющее на миг встрепенуться. Это вечная устремленность к цели, чудесное чувство единения с миром больших чувств и творческих деяний.
Шаг в этот мир человек совершает и при первом знакомстве с театром, где давно уже образная условность уступила место жизненной правдивости. Юного зрителя нужно научить не только распознавать красоту жизни, но и самому участвовать в ней. Если учесть, что ценность драматического произведения определяется, прежде всего, силой эмоционального воздействия, то нам представляется, что задача театра заключается не только в бережном отношении к замыслу драматурга, но и в раскрытии современного звучания пьесы, в постановке проблем волнующих юность сегодня. Именно к этому стремится коллектив Ивановского театра юного зрителя, который в эти дни отмечает своё пятилетие со дня присвоения почетного звания Народного театра.
«Сирано де Бержерак» давно живет на сцене многих театров мира, но мало кто знает, что у его автора, французского драматурга Э. Ростана есть много других произведений, не потерявших своего звучания до сих пор. Однако пышность стихотворного диалога, накал чувств, при единственной сюжетной интриге усложняют постановку его пьес, требуют высокого мастерства, чтобы и сохранить дух эпохи, и заинтересовать современного, особенно юного зрителя. Вот почему велико было удивление, когда НТЮЗ поставил «Романтиков» Э. Ростана. Режиссер Н. Е. Буренева прочла «Романтиков», как обличение пустых грез, как фальшивую подделку романтики жизни. И это решение воспринимается юными зрителями как важное, касающееся непосредственно их. Бывает увлечение модой в одежде, прическах, манерах принимает у юношества своеобразную форму «утверждения» самостоятельности и независимости. И тогда смех над ложностью положения театральных героев невольно перекидывает мостик в сегодняшний день. Эта активность вторжения в жизнь зрителя – закон театра.
«Они и мы» Н. Долининой. «Они» - это все те, кто много рассуждает и мало делает, кто словами подменяет поступки, для кого все уже решено другими.
«Мы» – это все те, кто ищет правильные решения в жизни, кому многое нужно осмыслить, кто бросается в бой за малое, потому что за ним стоит большое. Но «Они» и «Мы» – это школьники, которых мы, взрослые, должны воспитать лучше, чем есть сами. И вот эти школьники тут же в зале, после спектакля, спорят. Соглашаются и не соглашаются с автором. Порой в своих обобщениях идут и дальше его. Это хорошо. В творческом единении искусства с жизнью – смысл воспитательной цели.
В ТЮЗ приходит и самый юный зритель – первоклашка. Его жизненные впечатления еще весьма не совершенны. Он может отличать добро от зла, понять по-своему красоту мужества. Но все, что лежит между крайними полюсами, не доступно ему. Тем большая ответственность ложится на театр в подборе репертуара для малышей. Нужно сказать, что в этом плане успехи коллектива налицо.
Правда, эмоциональность зрителей, их желание изменить ход событий доставляет порой немало хлопот актерам. Во время представления «Похищение луковиц» М.К. Машаду один маленький человек, желая, во что бы то ни стало помочь героям, бросился на сцену сказать им, кто же украл луковицу. Пришлось ему тут же объяснить, что герои все видели и луковицу обязательно спасут. А зал смеялся и ждал. Ведь все были на стороне добрых героев. Воспитание театром мировоззренческих представлений у детей и юношества подчинено строгому плану.
Театр рассчитан на организованное посещение школ. Поэтому репертуар составляется с учетом программ ряда дисциплин. Для самых маленьких – спектакли-сказки, которые развивают их воображение, расширяют понятия о жизни, рождают лучшие чувства и мысли. Для старших школьников – пьесы А.Н. Островского «Гроза», А.М. Горького «Последние» и «Васса Железнова», Н. Погодина «Цветы живые», М. Шатрова «Именем революции». Все эти произведения углубляют познания исторического прошлого, его связи с настоящим.
Театр юного зрителя по праву можно назвать театром-педагогом. И работают здесь, надо отдать должное, энтузиасты. Попробовать свои силы сюда приходят многие, но остаются лишь те, для кого искусство – это, прежде всего труд и творчество. Со дня основания театра играют на его сцене Мария Федоровна Аверина, свыше 20 лет – Давид Борисович Вагнер. В прошлом они учителя, а ныне – пенсионеры. Директор Дворца пионеров Юрий Михайлович Пименов не только сам создал впечатляющие образы, но и передал свое мастерство ученикам И. И. Румянцевой, В. А. Сафриной, Н. Н. Попову и многим другим, которые также работают в театре.
Трудно рассказать обо всех актерах, ведь труппа объединяет 45 человек и столько же студийцев.
Сорок лет за спиной театра. Он вырос из небольшого коллектива учителей, который начал с постановок одноактных пьес. В военные и послевоенные годы театр стал ставить пьесы А.М. Горького, А.П. Чехова, К. Гольдони. Ежегодно в труппу вливается талантливая молодежь, продолжающая традиции театра. Со дня открытия на его базе Народного ТЮЗа сыграно более 320 спектаклей, их посетило свыше 140 тысяч школьников.
Мы начали разговор о театре с романтики не случайно. Строитель коммунизма – это человек прежде всего большой мечты. Он преобразует мир не для того, чтобы сделать его удобным для себя, а чтобы он стал прекраснее для всех. Воспитание чувства прекрасного, ответственности за прекрасное дает искусство. В том числе и театральное.
Ю. Жбанова