Любовь, комсомол и весна
«Рабочий край», 2 ноября 2018 года
29 октября исполнилось бы 100 лет Всесоюзному Ленинскому коммунистическому союзу молодежи (ВЛКСМ). У старшего поколения комсомол ассоциируется с молодостью, стройотрядами и песнями у костра, нынешние школьники о нем ничего не знают.
Государственные мужи и педагоги периодически говорят о необходимости создания молодежного движения нового типа, по влиянию организационным ресурсам сравнимого с комсомолом. Пока, правда, ничего не получается. О том, чем был комсомол для советской молодежи, мы поговорили с директором школы № 26 Ольгой Юрьевной Степановой.
– Нужна ли современной школе массовая молодежная организация – такая, как когда-то комсомол?
– Считаю, что да. Комсомол воспитывал духовность и нравственность – наше поколение выросло на комсомоле, я была активной комсомолкой. Сегодня планирую провести в школе конкурс песен к столетию ВЛКСМ, а в прошлом году мы провели конкурс к столетию Октябрьской революции. Дети и педагоги это хорошо воспринимают – без истории никак нельзя.
– Вам не кажется, что для старшего поколения комсомол – это ностальгия, а на сегодняшний день его принципы не наложишь.
– Конечно, так, но время было хорошее. Была логичная воспитательная цепочка: октябренок – пионер – комсомолец. Дети жили лозунгами: «Октябренок, не забудь – в пионеры держишь путь», «Только тех, кто любит труд, пионерами зовут». И девизы: «Будь готов! Всегда готов. Будь здоров! Всегда здоров», «Пионеры всей страны делу Ленина верны». Мы принимали участие во всесоюзных акциях, например «БАМу – пионерские поезда», собирали макулатуру, металлолом, что прививало любовь к труду. Сейчас это утеряно, ушло в прошлое, но это по-прежнему нужно. Мамочки говорят сегодня: не надо ребенку убираться в классе, не надо ходить на субботник. Почему? Что с ним случится, если он уберет кабинет, примет участие в генеральной уборке?
– Для меня советский комсомол – это прежде всего идеологическая организация. Субботники, ГТО и «Зарницы» были на втором плане, на первом было «делу Ленина верны» и принципы демократического централизма. Есть ли сегодня в обществе идея или идеология, способная его объединить, на базе которой можно построить массовое движение?
– Наверное, нет, но если со временем появится, это будет здорово.
– Почему сегодня нет идеологии?
– На этот вопрос не отвечу, это не моя компетенция. Но если бы сегодня в школе было что-то наподобие комсомольской организации, было намного проще – и детям, и педагогам. Комсомол был дополнительным стимулом в работе: будучи молодым учителем, я участвовала в профессиональных конкурсах и у меня есть медаль «Лучшему учителю-комсомольцу».
– На какой основе сегодня можно объединить молодежь, где та объединительная идея?
– Очень трудно сказать. Нужна какая-то государственная идеология, какие-то стандарты. Как мы радовались, когда в школу вернулась единая форма – она ко многому обязывает, дети становятся более дисциплинированными. У семей разные финансовые возможности, а форма сглаживает разницу в социальном статусе.
У детей сейчас интересы разные, а объединяет их, мне кажется, одно: планшеты и гаджеты, на которых у них конструкторы, майнкрафты, «Пять ночей с Фредди», музыка – все их любимые фишки. Они этим занимаются, обсуждают, это их объединяет.
– А самим детям нужна какая-то единая для всех организация? У меня есть сомнения.
– Вы правы – она не нужна, их чем-то объединить очень сложно. Хотя, когда проводишь конкурсы, видно: чувство соревновательности в них сильно. Получить грамоту, высокую оценку или сладкий пирог дети по-прежнему хотят. Ясно, что даже если попробовать сегодня возродить комсомол, таким, как был, он уже не будет.
– А может, комсомол был в том числе частью того, что сейчас называют «карьерным лифтом». Ушла идеология, и лифты переместились в другие сферы?
– Не знаю, я сама всю жизнь работаю в школе, для меня участие в комсомольской жизни никогда не было связано с карьерой, это были важные, ответственные поручения, мы их выполняли как общественную работу, о деньгах и выгоде не думали. Я сама, конечно, за все бралась: курировала детский садик – потому что комсомолка, когда переехали с мужем в Татарстан и я работала в школе-новостройке, взяла на себя шесть комсомольских поручений – «тащила» их, и мне безумно нравилось. Да и сами новостройки возводились руками комсомольцев, не зря ведь пели: «Любовь, комсомол и весна».
– Может, ваша любовь к комсомолу – это следствие того, что ваша мама – Вера Михайловна Козина – была видной комсомольской активисткой и вовлекала вас в общественную жизнь. Может, ваша тяга к комсомолу сегодня – это ностальгия по детству?
– Может быть. Я ребенком засыпала в газике, просыпалась на конкурсах патриотических песен – мама была первым секретарем Ивановского райкома комсомола. Она уезжала рано утром, приезжала поздно вечером – район был огромный. За свою работу она получила орден «Знак почета», многочисленные медали, была делегатом съезда. Я сама пионером была очень активной: побывала и в «Артеке», и в «Орленке», пела в хоре Александра Михайловича Жуковского, с коллективом мы выступали на партийных и комсомольских форумах и пленумах. Маме было приятно, говорила: «Вон моя Оля в первом ряду». Я до сих пор с удовольствием пою, недавно проходил конкурс «Вдохновение» среди работников образования – утюг выиграла. Школа знает – я на всех мероприятиях пою.
– С одной стороны, мы говорим, что комсомол умер, но он жив – при КПРФ есть комсомольская организация. Почему туда не идут дети?
– Это же очень малочисленная организация.
– Малочисленная потому, что школы туда детей не посылают.
– Там сейчас другая идеология, все по-другому, иначе. Нет массовости, яркости, активности – нет многого из того, что было во времена СССР.
– Нынешний комсомол не поддерживается государством, поэтому перестал быть интересен?
– Наверное. Той масштабности, что раньше, теперь нет – не то.
– Не создается у вас впечатления, что линейку октябренок – пионер – комсомолец сегодня активно пытается заместить Русская православная церковь, приходя в образовательный процесс?
– У нас есть предмет «Основы духовной нравственности и культуры», в рамках которого изучаются основы религий, но в четвертом классе ребенок может выбрать просто этику. Не думаю, что есть такая проблема – нет предпосылок.
– Что вам дал Ленинский комсомол?
– Очень много: путевку в жизнь, ностальгию по времени, которое я вспоминаю только с хорошим чувством. Очень хотелось бы вернуть молодость, комсомол, те годы.
– Этот номер выходит в преддверии годовщины Октябрьской революции, которую в пору нашей с вами молодости называли Великой. Чем для вас являются события октября 2017 года: это главное событие двадцатого века, геополитическая катастрофа или что-то другое?
– Для меня это крейсер «Аврора», штурм Зимнего дворца, два замечательных декрета «О мире» и «О земле» – великое историческое событие. Нас учили, что это положительное явление – я выросла на таких определениях, а сейчас желтая пресса ищет какие-то подводные камни.
Алексей Машкевич