Обоснование предложения о внесении изменения в статью 72 Конституции Российской Федерации, предусматривающего конституционное закрепление государственной молодежной политики
05.02.2020
Суть предложения: пункт «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации изложить в следующей редакции: «е) общие вопросы государственной молодежной политики, воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;».
Данное предложение вносится на основе анализа требований практики государственного управления и опыта правоприменения в сфере государственной молодежной политики, нынешнего состояния законодательства о ней. Предлагается четко и непосредственно обозначить, что вопросы государственной молодежной политики являются предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В настоящее время очевидно, что государственная молодежная политика нуждается в надежных правовых гарантиях. Формирование и развитие отечественного законодательства о государственной молодежной политике – один из вопросов, который требует особого внимания всех органов власти. На современном этапе развития российского общества необходимо повышать организующую роль права в отношении политики государства, касающейся создания условий для социального развития молодого поколения.
В Конституции Российской Федерации нет какого-либо упоминания о молодежи и государственной молодежной политике. Это является серьезным юридическим пробелом и одной из главных причин того, что процесс формирования соответствующего законодательства в данной сфере уже долгое время носит противоречивый характер.
В современной России имеется сфера государственной молодежной политики, которая подвергается юридическому воздействию со стороны государства и его органов. К настоящему моменту сформирован огромный массив федеральных и региональных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в данной сфере. Сегодня более 100000 законов и иных нормативных правовых актов содержат слово «молодежь» и (или) словосочетание «государственная молодежная политика», образованные на их основе слова и словосочетания.
Правовые нормы о государственной молодежной политике имеются в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации», Бюджетном кодексе РФ, федеральных законах «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Вопросы государственной молодежной политики находят отражение в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации. Сегодня 92% (78 из 85) субъектов РФ имеют базовые законы в сфере государственной молодежной политики. Ежегодно сохраняется позитивная динамика и увеличивается общий объем ее федерального и регионального подзаконного регулирования. Значительными темпами развивается массив муниципальных правовых актов, касающихся работы с молодежью.
Если обратиться к зарубежной юридической практике, то можно легко установить, что в конституциях Италии, Испании, КНР, Кубы, Кувейта, Португалии, Республики Беларусь, Республики Молдова, Республики Узбекистан, Республики Хорватия, Румынии, Таиланда, Турции, ФРГ, Филиппин, Швейцарии, Венгерской, Йеменской и Словацкой республик, ряда других государств есть формулировки о молодежи и (или) молодежной политике. Многие из них касаются государственных обязательств создать необходимые условия для социального развития молодежи и ее участия в политической, общественной, экономической и культурной жизни.
Следует обратить внимание на то, что конституционное закрепление государственной молодежной политики предлагалось в период подготовки и обсуждения проекта новой Конституции страны в начале 90-х годов ХХ века. В парламентском проекте Конституции РФ, опубликованном по решению VI Съезда народных депутатов РФ на основе проекта, подготовленного Конституционной комиссией, с поправками Верховного Совета РФ (1992), использовались категория «молодежь» и образованные на ее основе словосочетания, а статья 72 содержала обязательство Российской Федерации проводить молодежную политику. К сожалению, в отличие от парламентского варианта, обозначившего такое направление деятельности, как государственная молодежная политика, принятая Конституция РФ 1993 года не содержит ничего подобного. Это во многом предопределило противоречивое развитие правовых основ указанной политики и ее полупризнанный («расплывчатый») юридический статус. Не было учтено, что в советский период время учеными и специалистами с широким участием молодежных организаций долго формировался научно обоснованный взгляд на молодежную политику государства и законодательство о ней, результатом чего стало принятие Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», вступившего в силу с 1 июля 1991 года (действовал на территории Российской Федерации до 1 сентября 2013 года в части, не противоречащей ее законодательству).
Предложенная редакция конституционного закрепления государственной молодежной политики представляется лучшим вариантом. Данная политика предполагает реализацию в комплексе всех конституционных прав и свобод молодого человека и гражданина в политической, социальной, духовной и экономической сферах. Вместе с тем юридическая привязка вопросов государственной молодежной политики к пункту «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации позволит обозначить ее взаимосвязь с воспитанием и работой с молодежью в образовательных, культурных и спортивных организациях.
https://www.facebook.com/groups/382499542144523/permalink/1007154396345698/
←
54 года назад создана военно-патриотическая школа юных авиаторов «Высота»!
→
В РСМ прошло заседание НацСовета молодёжных и детских объединений РФ