Музей – это центр патриотического воспитания
07.04.2021
Школьное краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма, помогает школьникам лучше понять действительность, искать достойные примеры не только в настоящем, но и в прошлом.
Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся.
Ими гордится школа
МБОУ «Средняя школа №4 г. Тейково» в следующем году отметит свой 85-летний юбилей. За это время здесь прошли свое становление несколько поколений тейковчан. Школа гордится своими учениками и выпускниками, многие из которых стали известными в нашей стране и за ее пределами людьми. Это поэтесса Маргарита Агашина, прозаик Владимир Смирнов, Герой Социалистического труда, руководитель объединения «Горизонт» Виталий Калинкин, ученые, врачи, учителя, инженеры. Здесь учили детей уникальные педагоги, которые помимо своей непосредственной образовательной деятельности внесли большой вклад в развитие истории города и области. Это доктор филологических наук Сергей Иванович Котков, учитель-краевед Борис Павлович Кулагин и многие другие. И, наверно, не случайно здесь вот уже 54-й год существует и активно работает школьный краеведческий музей, который в настоящий момент носит имя его основателя - Бориса Павловича Кулагина.
Прошлое и настоящее
Вначале это была музейная комната в спортивном зале, где располагались стенды по истории школы, тейковского хлопчатобумажного комбината и Великой Отечественной войны. Идейный вдохновитель создания школьного музея - ветеран Великой Отечественной войны, учитель истории Борис Павлович Кулагин - понимал, как важно оставить будущему поколению воспоминания о великом прошлом страны. Он организовал школьников, учителей, родителей для сбора материалов. Их стараниями музей обогатился большим количеством исторических предметов, в 1976 году был паспортизирован. С 1984 года школьный краеведческий музей после реконструкции занимает три зала. Первый зал – это история природы, быта и труда русского народа. Второй – история развития промышленности и сельского хозяйства в ХIX – XX веках, революционного движения и Великой Отечественной войны. Третий зал посвящен истории школы. В настоящее время в фондах музея насчитывается 10350 экспонатов, большинство из которых являются подлинными. Каждый год в музее пополнение: и экспонатами, и юными любителями истории и краеведения.
В школьном музее стараниями его создателей и руководителей - Б.П. Кулагина, К.Н. Полунина, Е.Н. Синайского и Н.С. Кочкаревой - хранится большой материал по истории города и края. Здесь хранятся предметы быта, труда и одежда разных веков, материалы раскопок, проводимых в селе Сахтыш, книги, журналы, газеты ХIX – XX веков, учебники, школьно-письменные принадлежности, фотографии, документы, деньги, медали.
Экспозиции рассказывают об истории развития страны, революционном движении в России, гражданской войне, первых социалистических пятилетках, об участии тейковчан в Великой Отечественной войне и работе в тылу, истории школы и молодежных организаций в городе и крае, работе известного в области текстильного предприятия, созданного в XVIII веке купцами Каретниковыми.
В музее имеется богатый материал о защитниках Отечествах, который собрали и оформили учащиеся школы разных лет обучения.
Экскурсии повышают интерес к истории края
Одной из форм изучения местного края, его истории и современного состояния является историко-краеведческая экскурсия, которая дает возможность учащимся знакомиться с подлинными памятниками истории, краеведческими объектами в их естественных условиях.
В музеи проводятся экскурсии по готовым экспозициям, представленным на стендах, в витринах, или смоделированным в уголке крестьянского дома. Такие экскурсии вносят в историческое представление учащихся образность, конкретизируют их знание по истории края, воспитывают умение видеть главное, связывая частное, местное с общим, понять, что история своей малой родины тесно связана с историей страны. Материал, полученный на экскурсии, активно способствует повышению интереса к истории края, развивает чувство любви к своему отечеству.
Разрабатывая тематику экскурсий, учащиеся изучают специальную краеведческую литературу, анализируют фотодокументы, архивные материалы. В результате совместной творческой научно-исследовательской работы разработаны следующие тематические экскурсии: «История русского чаепития. Самовар и пряник», «История открытого письма», «История русского фарфора», «Лепка из глины. Тейковские умельцы», «Часы и утюги», «Из истории денежного дела», «Русская национальная одежда ХIX – XX вв.», «Стекло и хрусталь», «Выставка детского творчества. Рисунок и лепка», «Новогодняя игрушка», «Значки и марки СССР», «Заслуженный учитель РСФСР Борисова З.С.».
В практику входят проведение открытых выставок в летнее время для лагерей дневного пребывания и жителей города. Так, членами отряда «Наследие» были проведены выставки фоторабот тейковского фотографа Плыщенко - «Лето 60-х», «Городской портрет», тематические экскурсии «История русского костюма», «Русская изба».
Ежегодно учащиеся школы ведут поисковую работу по разным направлениям. С материалами поиска они выступают на Днях науки, краеведческих конференциях, на городских и областных конкурсах. С работой «В аду фашистских лагерей» ученица 11-го класса Мария Кириллова выступала на IX Всероссийской олимпиаде по школьному краеведению и завоевала диплом III степени.
С исследовательскими работами «Ученики школы – участники Великой Отечественной войны», «Заслуженный учитель школы РСФСР Борисова З.С.», «Защитники Отечества», «История русского костюма» музей выступал на региональных конкурсах экспозиционно-выставочных комплексов - «Стать гражданином своего Отечества».
Главная цель школьного краеведения
При подготовке к празднованию 65-летия Победы совет музея выступил инициатором создания в городе памятника труженикам тыла. Учащиеся с данным проектом участвовали на муниципальном и региональном этапах всероссийского конкурса «Я – гражданин России». Результатом этой работы стала установка в 2010 году памятника труженикам тыла недалеко от школы. Кроме того, ребята участвовали в выпуске Книги памяти о тружениках тыла и в акции «Возьми в пример героя», результатом которой стала установка в школе мемориальной доски учителю школы, участнику Великой Отечественной войны Евгению Николаевичу Синайскому.
К 70-летию Победы над фашисткой Германией музей с юными краеведами принял участие в областном слете юных патриотов, а также в создании книги «Детство, опаленное войной», в которой собраны сведения о тейковчанах, относящихся к категории «дети войны». Эта работа была проведена совместно с городским советом ветеранов.
В год 75-летия Победы, осложненном эпидемиологической ситуацией, музей принял участие в двух региональных конкурсах школьных музеев «От героев былых времен», где занял призовое место. Большая работа была проделана с подбором материалов для областной книги памяти «Учителя в солдатских шинелях».
Подготовила Татьяна Коткова
17 февраля 2021. «Комсомольская правда» - Иваново
←
Ивановские школьники победили на всероссийских конкурсах журналистики
→
Быть частью России. Как воспитывают патриотов в Нерльской школе