Вспоминая о событиях 1986 года
Журнал «Власть», ноябрь 2013 г.
1986 год – второй год перестройки, время надежд и ожидание обновления в обществе. Весной 1985-го у руля страны встал Михаил Горбачев. Если раньше нашими руководителями были люди преклонных лет, подчас глубоко больные, читающие по бумажке, то здесь мы увидели совсем другого человека. Активного, молодого, который ездил по стране, выступал перед людьми, свободно общался с ними. Его воспринимали с большим доверием. Скажу вам больше. Видя такого лидера, и всем остальным хотелось действовать, что-то менять, обновлять, делать что-то хорошее для своей страны.
Тогда я работал заместителем председателя бюро международного молодежного туризма «Спутник» Ивановского обкома комсомола. «Спутник» был единственной организацией, которая открывала молодежи удивительное окно в мир познания, красоты, неизведанного. Мы организовывали поездки за границу, морские и речные круизы, поездки по стране, принимали у себя молодежные делегации.
В 1986 году в Ивановской области родилось очень интересное начинание. Поскольку, как я уже говорил, вся страна бурлила, мне тоже захотелось принять участие в этом процессе. Пришла в голову идея организовать такой проект: провести для школьников специализированные комплексные учебные экскурсии в рамках учебной программы. Например, урок физики - в гальваническом цехе промышленного предприятия, урок литературы – на базе художественного музея, истории – в музее Первого совета. Урок информатики, который тогда только-только вошел в учебную программу, а никаких компьютеров в школах конечно же не было, - на базе вузов. И так далее.
Я сам обошел вузы, договорился с ректорами, посетил три десятка промышленных предприятий и все их «заразил» своей идеей. В общем, все были «за». Даже учитывая тот факт, что финансировать учебные экскурсии должны были те же предприятия.
Но весь энтузиазм чуть было не закончился в отделе образования. Завотделом схватилась за голову и сказала, что ее за такое снимут с работы. Ведь я посягнул на святая святых – учебное время. В каникулы было можно, а во время учебы – нельзя.
Но к тому времени у идеи уже была масса сторонников, да и сам я не думал отступать. И придумали такой ход – провести этот проект через все бюрократические этапы - решение исполкома совета народных депутатов, президиум облсовпрофа и обкома комсомола.
Наверное те, кто сегодня задействован в организации нормотворческого процесса, очень удивятся, что я один писал программу, сам сочинял проект решения исполкома, сам убеждал руководителей и собирал нужные подписи. Документ вышел 13 января 1986 года, и я его до сих пор храню. Под решением стоят подписи Пуховой, Волкова, Висловой...
В «Рабочем крае», «Ленинце» было очень много статей, посвященных этому проекту. С ним Ивановская область прославилась на всю Россию. ЦК ВЛКСМ и Министерство просвещения рекомендовали ивановский опыт по использованию туризма и экскурсий в учебном процессе распространить на весь СССР. Было выпущено целое методическое пособие, в Иваново приезжали перенимать опыт со всей страны. А сам проект проработал долго, до начала 90-х, когда промышленность начала потихоньку приходить в упадок.
Сейчас я смотрю на некоторые инициативы Президента Владимира Владимировича Путина и вижу, что он предлагает примерно то же самое, что было у нас: организацию экскурсий по родной стране, по родному краю. Возможно, мы пока недооцениваем роль всего этого в патриотическом воспитании, но она есть, и понимание этого скоро в обществе придет.
Чем еще запомнился 1986 год? Приездом делегации школьников из Лейпцига. Лейпциг и Киев были городами-побратимами. Но в том году случилась чернобыльская авария, и украинцы не смогли принять немецких детей. Это поручение дали нам. И вот на базе лагеря швейного завода № 3 в Ломах мы встречали 150 школьников из Лейпцига. До сих пор вспоминаю удивительную теплоту тех встреч.
А еще в 1986-м я впервые выехал руководителем группы в Финляндию. Это была моя первая поездка в капиталистическую страну, до нее я был только в Германии.
В то время царили совсем другие порядки. Если ты посетил какую-то страну, то следующие два года уже не мог никуда выехать. Не посетив соцстрану, сразу в капиталистическую выехать тоже было нельзя. Между поездками – два-три года перерыв, и так далее. Сейчас это кажется странным и даже смешным, а тогда все было именно так. Эти правила были записаны в соответствующих ведомственных документах, и все знали, что так надо.
В 1986 году я окончил исторический факультет госуниверситета. Начинал учиться на вечернем отделении, но потом из-за работы перевелся на заочное.
История была моим любимым предметом. Еще школьником попал в краеведческий кружок при обществе охраны памятников истории и культуры, куда входили все маститые городские краеведы. Очень увлекла исследовательская работа, я с удовольствием просиживал в библиотеках, искал исторические материалы, писал заметки в газеты… Диплом в 1986-м защищал по Андрею Сергеевичу Бубнову, наркому просвещения, по малоизвестным страницам его биографии. Возможно, почувствовав вкус к исследовательской работе, я так и продолжил бы ей заниматься, но закружил вихрь комсомольской работы, и история ушла на второй план.
В «Спутнике» работало в те годы человек 12. Моя должность по рангу приравнивалась к заместителю завотделом обкома комсомола. Это давало нормальный материальный достаток. Не роскошествовали, но и чувство голода не испытывали.
В 1986 году мне было 26 лет, я был женат, только что родился второй ребенок. Хорошо помню, что в магазинах был страшный дефицит. И если ехал в столицу в командировку, обязательно вез обратно продукты. А один раз, помню, жена попросила привести… пластмассовый таз. Поручение конечно выполнил.
В семье у нас было распределение обязанностей. Пеленки и молочная кухня – это было мое. Каждый раз, приходя с работы – а возвращался всегда очень поздно – я знал, что в ванной ждет гора пеленок. На помощь бабушек и дедушек мы не рассчитывали, с трудностями справлялись вдвоем. Но несмотря на все это, вспоминаю те годы с теплотой и нежностью.
Валерий ИВАНОВ, депутат Государственной Думы