Не суждено состариться от скуки
Иваново, 26 ноября 2013 года
Евгений Сайковский
По православному календарю мои именины совпали с Днем рождения комсомола.
Может поэтому или, скорее всего, по каким-нибудь другим причинам, в последние дни октября блекли как всегда, по-осеннему яркие, желтые, зеленые, пурпурные цвета листопада.
С высоких деревьев листья, плавно кружа, опускались на землю, пожухлую траву, становясь частью большого лоскутного одеяла.
С тех, что пониже и с кустарников, словно кузнечики, быстро спрыгивали за ними вслед.
С других… поздняя крона, то дрожа на ветру, то медленно раскачиваясь на ветках, вспоминала о жарком солнце, неповторимых и теплых летних днях, недоступных, но желанных. Продолжала грустно размышлять о своей неминуемой участи, уже ни на какие погодные изменения и ни на что другое, в своей короткой жизни, не надеясь.
Солнечный свет хоть и не долог, но особенно дорог. Позволял во всей красе наблюдать последние деньки уходящего осеннего очарованья.
Вечерами быстро темнело. Дожди, после теплой игривости, становились холодными и все чаще уныло шумели долгими ночами.
Осень быстро взрослела. Входила в свои права. Ничего не поделаешь – пришло ее время.
Скоро зима. Яркие звезды на ночном небе – к хорошей погоде, тусклые – к дождям и скорому снегу.
Рожденные в эти дни, оказавшись в сложных жизненных ситуациях, если верить гороскопам, отличаются завидным упорством и терпением.
Все новорожденные – оптимисты. Всегда рассчитывают на лучшее, но не абстрактно, а исходя из собственных возможностей.
Не ждут милости от окружающих и улучшения предполагаемых обстоятельств, поэтому, чтобы потом не жалеть, готовятся, на всякий случай, к худшему.
Согласно легендам, присутствует при этом некий таинственный смысл, почти магического свойства.
Своим действием позволяет, самым непостижимым образом, контролировать не только свои чувства и эмоции, но и тех, кто рядом, занимается общим делом.
Очень часто, своим присутствием вдохновляя поверившим в него, решаться на поступки, которые многие, в гордом одиночестве, скорее всего, никогда не смогли бы совершить.
Так это или нет, каждый именинник или комсомолец, может убедиться, исходя из своего жизненного опыта.
- Согласиться?
- Недолго, мудрствуя лукаво, поверить на слово?
- При несогласии посчитать написанное творческим вымыслом автора, который пытается выдать желаемое за действительное?
- А может быть и не только это?
Можно при желании и наличии времени еще не раз самому подробно разобраться – имела ли магия или что-то иное, неизведанное, какой-нибудь смысл для тех, кто был рядом, в те времена и те мгновения или нет.
Быть может, все это только показалось?
Надо ли размышлять на эту занимательную тему, если тебя назвали как-нибудь по-другому или если никогда не был комсомольцем.
Ответ на поставленный вопрос прост как белый день.
Почему бы нет, если не вступал в комсомол? Не хотелось быть таким как все?
- Не хочу и не буду.
- Почему бы нет?
Каждый взрослый человек, в полном здравии и трезвой памяти, имеет право на свою точку зрения по любому вопросу.
Вести себя в возникающих ежедневно ситуациях только так, как считает нужным, не особенно оглядываясь по сторонам.
Желательно, чтобы при этом стараться все-таки не нарушать чужих прав, что очень редко удается.
Иногда и по не зависящим от тебя причинам. Не забывать, что кроме прав есть и обязанности.
Продолжая осенне-философский диалог, перейдем от общих рассуждений о добре и зле, роли в этом противостоянии времен года и памятных дат, на практическую плоскость воплощения желаемого – в повседневную реальность.
По ходу дела замечу. Конкретные дела с железнодорожниками-комсомольцами, другими сверстниками, подлежащие описанию для доброй памяти, были основаны на товарищеских отношениях, добросердечии, стремлении помочь другим. А не какими-либо другими желаниями или стремлениями.
Иметь от этого какую-нибудь материальную выгоду в те времена не то, чтобы не приветствовалось, а считалось недостойным и даже не подлежало обсуждению.
Общение с такими псевдоактивистами, по возможности, прекращалось мгновенно.
Иногда после выяснения отношений, чаще без лишних слов, расходились как в море корабли.
Еще в позапрошлом веке Михайло Ломоносов писал об этом, как всегда коротко и ясно: «Не корысти ради, а токмо на благо Отечества».
2
Комсомольская организация Объединенного железнодорожного узла (так она называлась в восьмидесятые годы прошлого века) по своей структуре была не совсем типична для своего времени.
Создавалась по производственному принципу и, судя по дальнейшим конкретным результатам деятельности, далеко не глупыми, знающими эту работу людьми.
Такие первичные организации, по Уставу, были основой и движущей силой комсомола.
И не только формально, по инструкции или по чьей-то прихоти, или исходя из воззрений некоего конкретного человека и его единомышленников. Все было гораздо жестче.
Без организации в них работы терялся весь изначальный смысл всей подобной деятельности.
Есть необходимость повториться, для ясности. Без центра тяжести на первичках, в создании такой организации как комсомол просто не было никакой надобности.
Миссия была быть невыполнима. Именно миссия, а не мессия.
Могло получиться как в известной метафоре: Что может быть хуже дурака? Никто не сомневается, что это – дурак с инициативой».
К счастью, по-дурацки не получилось.
Было объединено около двадцати цеховых, с правами первичных, самостоятельных организаций.
То есть полностью самостоятельных в принятии решений, входящих лишь по соображениям целесообразности, в новое образование.
Имелся комитет ВЛКСМ, ежегодно избираемый на конференции, а затем – на заседании комитета – его секретарь.
С 1973 по 1976 годы такой выборной ответственности удостоился автор этих строк, будучи штатным работником, работая на ставке ЦК ВЛКСМ, на профессиональной основе.
Находился в прямом подчинении первого секретаря и бюро Октябрьского райкома ВЛКСМ города Иванова, в состав которого избирался с 1972 по 1977 годы.
По существующей в те годы союзной практике организационно-партийной работы и положений о партийном руководстве комсомолом, подобные объединения могли создаваться лишь как исключение из общих правил.
Как известно исключения лишь подтверждают правильность общепринятых позиций и не только в этом случае.
Почему, и в чем была такая необходимость?
На Ивановском железнодорожном узле не было аналогичного парткома КПСС, который бы объединял, подобно комсомольским, партийные организации.
Могу лишь предположить, что железнодорожному начальству не хотелось подчиняться возможному ставленнику-варягу и решили идти своим путем. В чем, надо отдать должное, преуспели.
Было три секретаря партбюро: локомотивного (В. Подкопаев), вагонного (А. Колесниченко) депо и станции Иваново-сортировочное (З. Замышляева).
Каждый из них профессиональный, выборный партийный работник – в штате райкома партии.
По принятой тогда схеме работы, в какой-то мере обязанности секретаря узлового парткома исполнял главный инженер Ивановского отделения Северной железной дороги, член бюро Октябрьского РК КПСС Л. Фомин.
Он не считал эти обязанности второстепенными и был всегда доступен для общения с комсомольским активом.
Схема оказалась вполне устойчивой, благодаря качественному подбору кадров на каждую ответственную позицию.
Профсоюзные организации были объединены в райком профсоюза железнодорожников или райпрофсож (В. Котов, В. Васейков), в ведении которого был ДК железнодорожников, ДСО «Локомотив» и социальная сфера.
В сферу влияния комитета ВЛКСМ ОЖДУ входили: локомотивное депо (машинисты и помощники машинистов тепловозов, ремонтные цеха, секретарь – С.Соколов); вагонное депо (ремонтные цеха, проводники пассажирских вагонов, секретарь – А.Кудряшов).
Станции: Иваново, Иваново-сортировочное и Текстильный, управленцы, связисты, строители, путейцы, медики, транспортная милиция …
Сергей Соколов и Александр Кудряшов фактически занимались комсомольской работой, хотя по штатному расписанию предприятий занимали другие должности.
Это, вне всякого сомнения, было нарушением финансовой, кадровой дисциплины, но руководители железной дороги сами были их инициаторами, понимая, что отдача от таких работников гораздо выше, чем затраченные средства.
Держать лишних, никчемных людей они бы не стали и никто бы их не заставил, так как выбрасывать деньги на ветер было не в их правилах.
Демобилизованный пограничник Валерий Трошин на срочной службе, на государственной границе, в непростых условиях проявил мужество и задержал нарушителя.
За что был награжден государственной наградой, избран делегатом на съезд ВЛКСМ.
По возвращению домой обратился в Ивановский обком ВЛКСМ, на руках у него было ходатайство о предоставлении возможности работать с молодежью, оттуда его направили ко мне.
По согласованию с Л.Чистосердовым, начальником дистанции сигнализации и связи, он был оформлен электромехаником, но работал в комитете ВЛКСМ помощником по организационной работе.
Позднее предлагали направить на учебу в Высшую комсомольскую школу, но через год он поступил и закончил дневное отделение факультета журналистики МГУ.
Таких работников называли «подснежниками», они внесли большой вклад в становление и повышение эффективности работы. Не только на железной дороге, но и на других предприятиях.
Ни разу не приходилось слышать, что это противозаконно и руководителей, которые рисковали стать фигурантами уголовных дел, необходимо наказывать.
Если такой подход считать революционной целесообразностью, противоречащей принципам правового государства, то я за такую целесообразность.
Не меньший вклад внес секретарь комитета ВЛКСМ вагонного депо Александр Кудряшов.
Среди проводников пассажирских вагонов было организовано соревнование комсомольско-молодежных коллективов за право обслуживать в пути следования пассажиров поезда Иваново-Москва. Имени XVI съезда ВЛКСМ.
Сначала были организованы более десяти комсомольско-молодежных коллективов.
На форменной одежде проводников – комсомольские значки «Молодой гвардеец пятилетки».
Приветливые лица, по поездному радио звучали патриотические песни и информация о работе комсомольской организации.
Пассажиры поддерживали эти начинания, было много благодарностей и ни одного нарекания.
Многолетний руководитель лучшего комсомольско-молодежного коллектива Вера Андрианова была участницей не только районных и областных, но и всесоюзных слетов, дорожных совещаний.
Начальник вагонного депо Виктор Дедюля был большим энтузиастом любых молодежных начинаний.
При нем в коллективе гласно распределяли премии, ни одно важное решение не принималось без обсуждения в коллективе.
Все было по справедливости. Если при сильных морозах «замораживались» вагоны В. Дедюля сам, вместе с комсомольцами, в любое время дня и ночи, их отогревал.
Не позволяя, чтобы в фирменном или в любом другом поезде возникали неудобства у пассажиров и, как он говорил, произошла «профанация идеи».
Соревнование за качество подготовки в рейс вагонов было в ремонтных цехах.
Мастер по ремонту Герман Власов зарекомендовал себя как молодежный лидер.
Позднее он возглавил комитет ВЛКСМ ОЖДУ и был направлен на учебу в Горьковскую высшую партийную школу при ЦК КПСС.
Александр Кудряшов закончил заочно филологический факультет Ивановского пединститута, увлекался топонимикой.
Комитетом ВЛКСМ был выдвинут на должность директора Дома культуры железнодорожников, где проработал много лет.
При нем это учреждение культуры стало подлинным центром городской молодежи.
Особенно запомнилась цирковая студия, которая выезжала с выступлениями даже за рубеж. По тем временам это было непросто, но им удавалось.
Было желание создать большой духовой и струнный оркестры, оперную студию, чтобы участники выступали в железнодорожной форме, но довести до конца это начинание не получилось.
Тем не менее вокальный, танцевальный и другие коллективы много репетировали, имели творческие достижения и успешно выступали со своим программами на предприятиях Северной железной дороги, от Иванова до Воркуты.
Поездными электриками работали Феликс Бреннер и Виктор Мартьянов, которые не только сами были энтузиастами всего нового, но и писали, создавали фоторепортажи о своей работе для газет «Северная магистраль», «Гудок», областных изданий.
3
У коллектива локомотивного депо большие славные традиции, которые сохранились до сегодняшнего дня.
Член комитета ВЛКСМ середины восьмидесятых годов прошлого века, машинист тепловоза Владимир Раздувалов – железнодорожник в третьем или даже четвертом поколении.
Фамилия у него под стать профессии, ведь с момента образования в цехах депо ремонтировали паровозы.
Раздуть меха, поддать жару, подбросить уголька в топку для железнодорожника дело знакомое.
В те времена отец и сын водили тепловозы по одним путям, боролись за звание лучшего по профессии, в том числе и между собой.
Добиться этого можно, научившись экономить топливо, за счет слаженной работы с диспетчерами, дежурными по станциям, четкого соблюдения технологического регламента в пути следования, знания особенностей пути.
Это удавалось, но конкуренция была на самом высоком уровне. Быть лучшим на перевозке народно-хозяйственных грузов, на пассажирском движении, было престижно.
Не всегда молодежи удавалось быть на первых позициях, опытные машинисты просто так своих позиций не сдавали.
Многие работали семьями и счеты между ними, амбиции, были давними… В это время на сети дорог переводили движение на новые, более совершенные и маневренные тепловозы.
Требовалась серьезная длительная переподготовка. Молодежи предоставлялась возможность показать свои способности, сдав экзамены, занять не только престижные, но и хорошо оплачиваемые рабочие места.
Большинство из них были молодоженами или собирались ими становиться, поэтому все было всерьез и надолго.
Область увеличивала выпуск тканей, станков, требовалось завозить много грузов. Объемы перевозок росли.
За счет эффективной работы всего коллектива Ивановского отделения Северной железной дороги, своими силами строились жилые дома.
Была возможность получить благоустроенное жилье и уверенность, которая вдохновляла, что так будет всегда.
Комсомольские собрания проходили живо, с обсуждением важных для всех вопросов, с присущим ивановским железнодорожникам юмором.
Помню, как один из помощников машинистов обратился ко мне с просьбой не присутствовать на комсомольском собрании, так как у него жена рожает.
На что я ему ответил, что не ты же. Поставил вопрос на голосование. Это вызвало много шуток и в мой, и в его адрес, но все было по-доброму, а улыбки шли на пользу.
К слову сказать, у него появился прекрасный сын, а жену рассмешили не меньше, чем себя.
Депо расположено около памятного места на реке Талка, где у мыса Доброй надежды в начале прошлого века собирались жители, организовавшие первый в стране общегородской совет народных депутатов.
В год образования комсомола, слесарь паровозного депо Василий Кузнецов стал первым председателем Иваново-Вознесенского губкома РКСМ.
Павел Дельцов, закончив школу фабрично-заводского ученичества при станции Иваново, работал помощником машиниста паровоза.
Во время Великой Отечественной войны летал на пикирующем бомбардировщике, стал Героем Советского Союза…
После войны жил в поселке Нерль, недалеко от одноименной железнодорожной станции.
Трудно вспомнить, хотя это и не суть важно, кому первому пришла в голову мысль, что надо сделать тепловозы, как пароходы, имени этих интересных, много сделавших для других и работавших в депо людей. Обсуждения были бурными, каждый хотел по-своему развить эту идею.
Была даже конкуренция: кому вырезать трафареты, кому наносить краску, не говоря о том, кому на них работать.
В ремонтных цехах соревновались за качество выпуска тепловозов на маршруты.
При таких обстоятельствах проявлялись у людей лучшие качества. Василий Лисов, Владимир Завалишин были не только классными ремонтниками, но и всегда впереди, им доверяли, избирали на выборные комсомольские должности.
Авторитет ивановских ремонтников был высок, в сложных ситуациях их направляли в командировки в другие депо, как Северной, так и сети дорог.
Никогда не подводили, привозя лишь благодарности от других трудовых коллективов.
Мероприятия по выходу именных тепловозов в рейс стали памятными не только для железнодорожников, но и для всех комсомольцев области.
Интересно вели передачи с места событий корреспонденты областного радио Юрий Комаров и Евгений Кузнецов.
Журналисты молодежной газеты «Ленинец» Светлана Сорочан, Галина Измайлова, Любовь Клюшкина были в депо своими.
Это было красочное зрелище, когда летом в черте города, в парке им.Степанова по мосту мчался тепловоз, ведя за собой многотонный состав.
У открытого окна – молодой помощник машиниста в железнодорожной форме с комсомольским значком на лацкане кителя.
Отдыхающие на пляже, прохожие приветствовали, улыбались вслед. Проезжая по станции Нерль тепловоз имени Павла Дельцова подавал гудки приветствия и памяти герою.
Подъезжая к родному поселку Сортировочный, к депо, по мосту через реку Талку, встречались с красочным панно на фасаде прядильно-отделочной фабрики Красная Талка, посвященным Первому Совету.
4
Для узлового комитета комсомола было важно не только на высоком уровне проводить мероприятия в цеховых организациях, но и быстро информировать, а еще лучше – привлекать на них комсомольцев из других входящих в объединение организаций.
Учитывая большую разбросанность и очень часто круглосуточный график работы, делать это было непросто.
Приходилось регулярно выступать на совместных производственно-партийно-комсомольско-профсоюзных совещаниях, используя любую возможность для укрепления позиций и авторитета.
Основным идеологическим посылом было: исходить из позитива, поддерживая творческое отношение к выполнению основных обязанностей комсомольцами, на каждом рабочем месте.
Развивать в них стремление учиться, продвигаться по служебной лестнице.
Больше конкретики, а не общих рассуждений. Лучше вообще не проводить мероприятие, если оно не подготовлено и заведомо пройдет тускло и неинтересно.
Мой бессменный заместитель Галина Гребнева была одним из руководителей райсовета ДСО «Локомотив», знала почти всех и умела убеждать.
Она и сейчас возглавляет Совет ветеранов железнодорожников. Наталья Докукина стала начальником отдела пассажирских перевозок, в комитете была образцом дисциплины и ответственности.
Гасан Кулиев, приехав из Азербайджана, пришелся ко двору, работает до сих пор фельдшером на вокзале.
У выпускника-экономиста МИИТа Виктора Спасских своя судьба.
Все с благодарностью вспоминают начальника отделения дороги Юрия Проскурина, его компетентность, властный характер и уважительное отношение ко всем без исключения.
Запомнилось его указание помощнице: комсомол ко мне вне очереди.
Став заместителем начальника Северной дороги, самой сложной в мире, из-за сурового климата и большого объема перевозок угля, не жалел сил на новом месте.
5
Будучи членом бюро райкома, его внештатным секретарем, председателем районного штаба «Комсомольский прожектор», считал себя не контролером, лишь выявляющим недостатки, а ответственными за их исправление.
Не путем обращения в правоохранительные органы, а в комитеты комсомола, к молодежи, вместе находя пути решения.
Настоящим заместителем, инициативным организатором, на которого всегда можно положиться, был Владимир Зубков, инженер-энергетик.
Его деды-прадеды возводили фабрики-мануфактуры на ровном месте, обеспечивали людей работой.
Такой подход полностью поддерживался как бюро, так и первыми секретарями: Олегом Губиным, Людмилой Ивановой, Еленой Гордеевой и, разумеется, первым секретарем райкома КПСС Зоей Смолиной, которая сегодня возглавляет городской Совет ветеранов. «Борис, ты неправ!» – эта фраза, ставшая крылатой, родилась на заседаниях бюро райкома комсомола.
Два Бориса, оба педагоги, выпускники Ивановского пединститута, работали в разное время секретарями по школам.
Затем были рекомендованы на учебу в Высшую школу КГБ СССР. Борис Карпов за выполнение спецзадания награжден орденом Боевого Красного знамени, активно работает в совете ветеранов ФСБ по Ивановской области. Борис Большаков – депутат Государственной Думы первого созыва.
6
Железнодорожники, как и все коренные ивановцы, всегда отличались свободомыслием, независимым характером.
Проводили весенний комсомольский субботник по уборке сквера под песни Аркадия Северного и Владимира Высоцкого, которые лились из переносного магнитофона.
Кто-то сделал замечание:
- Неужели других песен нет?
Последовал ответ:
- Мы знаем, какие песни слушать.
Ветеран-железнодорожник рассказал, что отец Аркадия, в послевоенные годы, был уважаемым в городе железнодорожным руководителем, орденоносцем Великой Отечественной.
Сыну установили памятник в центре города, Аркадий с интересом читал мои стихи. Вот одно из них.
Вокруг производства росли города,
В Иваново – Дмитриевская Слобода,
Рабочим поселком, позднее назвали,
Ткань выпускали и горя не знали.
Зарема, лемура – призывно звучали,
В красных косынках рассветы встречали,
Москва и Иваново строились заново,
Быт – коммунальный, главное – планово,
Города-сада идея красива,
Фабриканту Зубкову такое не снилось,
Усадьбы фасад – в стиле барокко,
Новый модерн – без мещанства и порока,
Зарей революции стройку назвали,
Семье многодетной квартиру дали,
В ней вырос маэстро любви и печали,
Уехал на Север, звали – Аркадий.
Столица без почестей приняла,
За песни поила, от смерти не сберегла,
Памятник в сквере – спасибо, страна,
Гитара, шансон – лопнувшая струна.
В большом авторитете у молодежи был поэтический театр под руководством Регины Гринберг.
Позднее ему было присвоено имя Владимира Высоцкого.У него есть такие строки.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в неё плюют.
В продолжение мои стихи.
Я не люблю, когда не замечают,
Тем более руки не подают,
О прошлой дружбе вспоминают,
Когда концы с концами не сведут.
Я не люблю похвал успешной стервы,
Не нужен мне товарищеский суд,
Я сам себе накручиваю нервы,
Надев на шею слабостей хомут.
Я не люблю красивых слов, прозрений,
Когда с экранов хором, чинно врут,
Увы, я никакой, не гений, а Евгений,
И на меня опять толпою прут.
Я не люблю с полицией сражений,
На рынках, базах, площадях.
Достаточно мне сильных выражений,
О власти, страсти и гостях.
Я не люблю бездарностей на сцене,
За роли, что угодно, продадут,
Им главное служить системе,
Так с колокольни в душу мне плюют.
Иваново, 26 ноября 2013 года