К 100-летию пионерии
18.05.2022
«Помогала детям взрослеть…» (из воспоминаний педагогов Ивановского района Ивановской области о работе с пионерами в 1970-1990 гг.)
Период, когда в СССР действовали общественно-политические организации для молодежи – комсомол и пионерия, уже становится историческим прошлым. В современной России не создано аналогичных организаций, но все чаще вспоминают о пионерской организации и те, кто был пионерами, и те, кто непосредственно организовывал работу с детьми.
В канун столетия Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина мы обратились к работникам системы образования, трудившимся в Ивановском районе Ивановской области в 1970-1990 гг., с просьбой рассказать о наиболее ярких событиях пионерского детства и работе с пионерами.
Вспоминания педагогов о собственном пионерском детстве пронизаны теплом и оптимизмом. Причем, все без исключения отметили, что позитивные оценки вызваны не тем, что «в детстве солнце светило ярче, трава была зеленее», а сохранившимся чувством причастности к общему делу (пионерского звена, отряда, дружины, страны), личной и коллективной ответственностью. Назовем самые яркие и незабываемые события в пионерской организации из воспоминаний педагогов.
– Прием в пионеры:
«Был яркий солнечный день. Принимали в пионеры у памятника В.И. Ленину. Была торжественная обстановка, очень волновались… перед этим учили клятву пионера… Когда возвращались с подружками домой, расстегнули пальто, чтобы все видели… Мы гордились, что стали пионерами» (Романова Елена Германовна, методист Дома пионеров г. Кохма).
«Когда приняли в пионеры, я с гордостью ходила, демонстрируя пионерский галстук» (Подобная Татьяна Петровна, учитель Богданихской средней школы).
- Встречи с ветеранами и участие в тимуровском движении:
«Тимуровское движение… Помогали участникам войны. И девчонки, и мальчишки соревновались за возможность полы помыть у ветерана. Да важно было не столько полы помыть, сколько поучаствовать в общем деле. А к детям ветераны как относились?! Приходит орава непонятных детей, помогают по хозяйству, а затем ветераны приглашают за стол и поят чаем... Любили и уважали детей!» (Колесникова Ирина Викторовна, организатор работы с пионерским активом Дома пионеров г. Кохма).
«Ходили с ребятами и учителем истории в походы в отдаленные деревни, где проживали участники войны. Собирали материал о ветеранах, помогали им…» (Шагурина Нина Николаевна, старшая пионервожатая Озерновской средней школы).
Наряду с указанными событиями педагоги называли пионерские костры, турслеты, сборы макулатуры и металлолома.
Активное пионерское детство, по мнению опрошенных, во многом способствовало выбору будущей профессии. Половина из них были вожатыми еще в школе и/или включились в работу с детьми и подростками, став студентами вуза. Работая с пионерами, приобрели богатый опыт, который им очень пригодился в дальнейшей профессиональной деятельности: навыки общения, организации творческой деятельности, командной работы; утвердились в мысли о том, что они интересны и нужны детям. Личная заинтересованность в развитии подрастающего поколения, уважение к детям в сочетании с собственной инициативностью и разумной требовательностью, определили профессиональный путь информантов, подавляющее большинство которых более трех десятилетий посвятили педагогической деятельности. Приведем несколько фрагментов из воспоминаний.
«Самое главное, что я поняла: я им нужна. Помогала детям взрослеть … До сих пор держусь в профессии, потому что ищу якорь. Они для меня дети-якори» (Власкина Елена Геннадьевна, учитель Подвязновской средней школы).
«С детьми всегда довольно интересно заниматься, к каждому нужен подход, уважение... Я и сама играла с мальчишками в футбол…Находила с ребятами общий язык» (Шагурина Нина Николаевна, старшая пионервожатая Озерновской средней школы).
«Общение друг с другом и окружающими людьми, умения адаптироваться в жизни. Новые знания. В школе было много детей разных национальностей, но неприятия и отчуждения не было. Наоборот, я старалась всех объединить» (Ефремова Светлана Юрьевна, старшая пионервожатая Чернореченской средней школы).
«Ощущение, что ты один из составляющих коллектива… Не один, а все вместе. Азы коллективизма заложены в пионерии… Делать вместе. По натуре я, видимо, не одиночка. Настраивала всех: что мы вместе не сможем что ли это сделать?» (Шорина Ирина Васильевна, секретарь Ивановского РК ВЛКСМ).
По мнению педагогов, пионерская организация обладала большим воспитательным потенциалом, содействовала развитию личности ребенка, его успешной социализации.
«Потенциал… социализация. Умение договариваться, умение думать о других, взаимодействие, организованность» (Корнилова Лилия Александровна, старшая пионервожатая Богданихской средней школы).
«Была идея. Дети стремились к лучшему… Примером служили пионеры-герои. Был патриотизм, а не национальная вражда…» (Романова Елена Германовна, методист Дома пионеров г. Кохма).
«Во-первых, ответственность. Не стыд, а личная ответственность. Каждый отвечал за свои поступки. Во-вторых, атрибуты. Было стыдно прийти в школу с мятым галстуком. Следили за внешним видом. В-третьих, делали общее дело» (Мишина Елена Станиславовна, старшая пионервожатая средней школы №5 г. Кохма).
«Общность… Самое главное – помимо учебы дети были где-то еще важны и нужны. Отрядность. Учеба не была самой главной, была и другая часть жизни: КВН, спортивные соревнования между отрядами. Это не только класс, это и отряд. Другая система – коллектив» (Белякова Нина Владимировна, директор Дома пионеров г. Кохма).
Размышления педагогов-практиков, имеющих многолетний опыт работы с пионерами, о роли общественной деятельности как фактора социализации подростков перекликаются с выводами современных исследователей детского движения. По мнению педагогов, пионерское детство и комсомольская юность способствовали формированию активной позиции, и сегодня не позволяющую им оставаться в стороне от жизни общества, объективно оценивать социальную ситуацию и участвовать в решении проблем детей и подростков.
Материал подготовила Наталья Алексеевна Птицына - секретарь, первый секретарь Ивановского райкома ВЛКСМ (1986-1990 гг), делегат XXI съезда ВЛКСМ и учредительного Съезда комсомольских организаций РСФСР. Закончила аспирантуру, работала учителем в школе, в отделе социальной защиты населения Ивановского района.
С 1996 года преподает в ИвГУ. В 2006-2015 гг одновременно с педагогической работой -руководитель информационно-аналитического отдела департамента социальной защиты населения области. Доцент кафедры социологии, социальной работы и управления персоналом ИСЭН ИвГУ, кандидат педагогических наук. Занимается научно-исследовательской работой.
Награждена почетной грамотой ЦК ВЛКСМ, знаком «За активную работу в комсомоле», многими другими комсомольскими наградами, почетной грамотой Министерства образования РФ, обладатель звания «Лучший государственный служащий Ивановской области», Ветеран труда.
←
Владимир Путин: воспитание школьников – значимая общенациональная задача