Личность против двуличия
«Ленинец», 15 апреля 1987 года
«Коммунистические идеалы советской молодежи: проблемы их формирования» – такой была тема заседания одного из дискуссионных клубов накануне ХХ съезда ВЛКСМ.
В разговоре участвуют: работники обкома КПСС и ВЛКСМ, вторые секретари РК ВЛКСМ области, преподаватели вузов, работники общества «Знаний», лекторы, пропагандисты, студенты, «Лестница»: на этом дискуссионном клубе она расположилась… в холле гостиницы «Турист» во время воскресной дискотеки в молодежном баре «Звездный». Присутствует в магнитофонной записи.
Плодотворно и бурно работает сейчас в стране общественная мысль. Нужны новые подходы к работе с молодежью. Учет личного, группового, возрастного, профессионального интереса, сочетание его с интересами коллективными, общественными – стержень перестройки всей деятельности комсомола, и в первую очередь – идеологической. Не «масса» сегодня в центре внимания – конкретная личность. Участники дискуссии начали ее с обсуждения проблем, которые, что называется, «лежат на поверхности», требуя конкретных действий сегодня, сейчас.
А. КОРЯГИН, зав. отделом пропаганды обкома ВЛКСМ:
Комсомол – самодеятельная организация. Но самодеятельность из нее уходит в различные молодежные объединения, которые мы называем «неформальными». Именно они становятся центрами общения молодых. Вопрос вторым секретарям: как ищете подходы к этим группам, к их лидерам?
А. МАСЛОВ, второй секретарь Савинского РК ВЛКСМ:
У нас девять школьников увлекаются «хэви метал», вокруг них много молодых людей. Пришли в райком с просьбой открыть клуб, причем не только любителей «металла» Шире – рок-клуб. Устав ребята разрабатывают сами, но им нужен руководитель. Но вот клуб начнет действовать – а что будет дальше? Кончатся записи, понадобится новая информация, новые формы работы клуба. А где искать их?
И. ПОЛТОРАЦКАЯ, второй секретарь Ивановского РК ВЛКСМ:
У нас – 35 «металлистов», подростки 15-16 лет, собираются в клубе кохомского завода «Строммашина». Тоже просят консультанта, руководителя. Мы, райком, им ничем помочь не можем. Лично я «металлом» не увлекаюсь. В Котцынской школе молодой директор – он любит эту музыку. Есть у него лекция со слайдами. Ребятам она оказалась очень нужна – они хотят отличать настоящую музыку от фальши. Но одной лекцией долго не проживешь. Собираются в ДК, танцуют дважды в неделю. Что дальше? Активность у них немалая!
В. МУРАШКИН, второй секретарь Вичугского ГК ВЛКСМ:
Ох, не обольщайтесь! У них очень много на словах. Все готовы требовать: «Дайте помещение, дайте подвал, уж мы там...» А как дело доходит до дела – где они все? Те же «металлисты» ничего не хотят сделать для своего «металлического образования». Труд они не любят вот что!
Вопрос «Лестнице»: Как вы считаете, в чем основная проблема молодежи?
– Досуг!!!
– Что вы вкладываете в это понятие?
– Иметь приятное общество, хорошо развлекаться...
И. ПОЛТОРАЦКАЯ: Не согласна с Мурашкиным! Мы этих ребят позвали на субботник на строительство нашего молодежного кафе. Почти все пришли и работали здорово.
В. МУРАШКИН: Да они пришли потому, что побоялись, что им вообще запретят собираться. Они очень осторожны, не доверяют райкому, не идут на откровенный разговор…
«Они», «мы»... Нетерпимость, односторонность мышления не способны охватить проблему в полном объеме. Так что же терпимость и уважение к чужим вкусам или наклеивание ярлыков, идущее от некомпетентности и непривычки думать?
Т. ПУПОЧКИНА, первый секретарь Октябрьского РК ВЛКСМ, делегат XX съезда ВЛКСМ:
Неверно, что ребята не идут на разговор! Идут! Присмотритесь внимательнее – они все разные, внутри каждой группы – свои «группировки», свои лидеры. Их притягивает в первую очередь возможность общаться. В городском рок-клубе мы встречали и наших школьников-активистов, их тянет к сверстникам. Что же, сразу трубить о «дурном влиянии»? Эти ребята ждут диалога с нами, а мы ни разговаривать не умеем; ни конкретно помочь им часто не можем.
Вывод первый: для реализации своих увлечений ребятам самим нужно работать! А райкому – искать настоящих лидеров среди молодежи и использовать их активность. Комсомольский работник пока еще не готов взять на себя груз идейного и творческого лидерства среди молодежи неформальных объединений.
Вопрос «Лестнице»: В чем, по вашему, недорабатывает комсомол?
- Надо на местах работать, а не наверху!
- Принимают всех подряд!
- У нас в училище, если не придешь на комсомольское собрание, – родителей вызывают!
- А сами в них участвуете?
- Нет. Одна скука там. Да кто нас послушает? Кто?
Вот эти агрессивные максималисты – опора настоящих комсомольских вожаков в перестройке. В конце концов, опираться можно только на то, что оказывает сопротивление. Множественность точек зрения, критика и гласность – да, они делают жизнь беспокойнее, но только они дают полное представление о происходящем. А вот это уже опасно:
Вопрос «Лестнице»: Тебе предложили выйти из комсомола. Сделаешь это?
– Нет! Комсомол – авторитет, в партию вступить можно.
Двойничество, двойная мораль. Искаженное, упрощенное мышление, прагматическое отношение к труду, потребительство объективно и беспощадно входят в сознание детей, затем подростков, молодых людей. Личность наследует не только общественные достижения, но и негативные стороны. Политическую инфантильность и индифферентность предстоит преодолеть, изыскивая новые пути, средства, формы стимулы идеологической работы.
Г.А. КУЦКО, зам. завотделом пропаганды и агитации обкома КПСС:
Недостаточная политическая культура личности – вот над чем сегодня надо работать комсомолу. Способна ли с этим справиться существующая система комсомольского политического просвещения?
Вопрос «Лестнице»: Вы верите в коммунистические идеалы?
- Нет!
- Да.
- Иногда верю, иногда – нет...
- Но в стране сейчас идут новые процессы, перемены!
- А мы их не видим, все только наверху делается!
- А я в перестройку верю!
- А что, надо верить? Пожалуйста
А. ЗУЕВ, преподаватель ИвТИ:
Тех, кто верит в идеалы, не так много. Те, кто не верит, но скрывает это, становятся конформистами – самая страшная категория. Третьи – те, кто не верит, потому что недостаточно информирован. Вот та масса, за которую надо бороться, отвоевывая ее у «двойной морали». С этим убеждением и должен идти пропагандист к слушателям.
И. ПОЛТОРАЦКАЯ: А кто он, пропагандист? Недавно в райкоме молодая учительница истории не смогла назвать дату открытия комсомольского съезда. Что же удивляться, если у учеников нет привычки пропускать через себя политические события? Или – проводят в школе, например, политбой – но на таком низком уровне, что лучше бы и не проводили!
В. СТОЛБОВ, зав. кафедрой ИХТИ:
Преподаватели-обществоведы, комитеты комсомола вузов готовят - столько лекторов-студентов! Где их «апробировать»? Темы у ребят интересные, актуальные, слушают их хорошо. Все-таки студенчество – самая отзывчивая, мобильная часть молодежи...
Предложение второе: вузам заключать договоры со школами, ПТУ на постоянное «лекционно-воспитательное» шефство. В студенческой среде немало увлекающихся современной музыкой всерьез. Вот потенциальные консультанты для подростков – и в городе, и в районах.
О. ШНЫРОВА, преподаватель. ИвГУ:
Лекции – далеко не весь арсенал. Политическая культура – это ведь и культура спора, дискуссии, полемики. У нас студенты-первокурсники организовали дискуссию о фильме «Покаяние», пришли ребята с других курсов, преподаватели. Именно так – в диспутах, политбоях, политтеатрах – оттачивается логика, обосновывается аргументация, приходит умение говорить. А его – катастрофически не хватает.
Вопрос «Лестнице»: Перед нами – зарубежный сверстник из капиталистической страны. Он утверждает: капитализм лучше социализма. Сможете аргументированно спорить?
- Ну; у нас нет расовой дискриминации, безработицы, и все, наверное…
А.М. МАЛЬГИН, ветеран партии и комсомола:
60 лет являюсь пропагандистом. Политклубы, дискуссии, кружки, школы – все уже было. Вы о формах ведете дискуссию. А в чьих руках эти формы? Кто идет к людям? Надо не просто знать, надо самому быть одержимым, обуреваемым коммунистической идеей – другой человек не зажжет! Поймите, хорошее выступление – нужно, но время только их ушло. Сейчас необходим диалог, а не монолог, разговор по душам...
Е. ЧУДАКОВ, делегат XX съезда ВЛКСМ, машинист локомотивного депо:
Я живу в рабочем общежитии. Сколько раз ребята неудовлетворенные уходили после лекций о том же международном положении: лектор «барабанил» то же, что в газетах и в программе Время».
Вот и снова: требуется личность. Самоотверженность, энтузиазм, вдохновение – двигатель великих дел. Но сегодня – новое качество задач, стоящих перед обществом, их повышенная сложность. Надо учиться уважать сложные, серьезные задачи – это свойство подлинно творческой личности. На что может опереться ее подвижничество? Еще нет в реальности полного самоуправления, хозрасчета, еще ждет решения вопрос о новых материальных и финансовых возможностях комсомольских организаций, а практика настойчиво ставит актуальные проблемы. Дискуссия отразила их остроту.
А. КОРЯГИН: А почему бы не принять лучших студенческих лекторов в общество «Знание» и оплачивать труд ребят, если он того стоит?
А. ЗУЕВ: Есть предложение: создать лекторский студенческий отряд на хозрасчетной основе, с сильной материально-технической базой.
А. КОРЯГИН: Мы только сейчас стали понимать, как она необходима для ведения идеологической работы на современном уровне. У комсомола база эта практически отсутствует!
Все развлечения обеспечены по новейшему слову техники – видео; слайды, магнитофоны. Приходит лектор – ничего нет! Да в кабинетах политпросвещения должна быть новейшая аппаратура! Видеомагнитофон может купить кто угодно, но не райком! У нас была мысль: создать хозрасчетное объединение для разработки методик новейших форм пропагандистской работы. Чтобы специальная группа занималась профессиональными сценариями политбоев, изготовлением слайдов, создала бы видеотеку. Но нет ли здесь противоречия: идеологическая работа – за деньги! Ведь в Уставе комсомола деятельность по воспитанию коммунистической убежденности – прямая обязанность комсомольца!
Давайте считаться с законами жизни, И мыслить диалектически, чувствовать и понимать единство противоположностей. Ведь на конечный результат, на его качество ориентируется сейчас идеологическая работа и не может не вбирать, не использовать новых механизмов общественного самоуправления, в том числе – финансовых, хозяйственных Вопрос – как, каким образом? Давайте готовиться к решению и этих проблем.
Что конкретно записали в блокноте делегаты XX съезда?
Обсудить в дискуссионных центрах съезда проблемы методов хозяйствования и идеологической деятельности. Поставить перед ЦК ВЛКСМ и Минторгом вопрос о возможности приобретения организациями видеотехники за наличный расчет. Сделать более доступными для молодежи издания, которые пока купить трудно – «Собеседник», журналы «Ровесник» и «Век XX и мир». В молодежной печати шире пропагандировать опыт братских молодежных союзов, по идеологическому воспитанию.
В этом рассказе обозначены лишь самые «горячие точки» прошедшей дискуссии – круг обсуждаемых проблем был шире. И закончить на мажорном аккорде – значит, как страус, спрятать голову под крыло. Сегодняшняя «лестница» многолика. Но наконец мы услышали ее голос – резкий, безапелляционный, критический. Молодежь в претензии к комсомолу не за то, что он работает мало: за то, что плохо. Но есть в сегодняшнем отрицании уходящего времени главное – желание стать деятельным современником происходящих социальных преобразований. Их участником и творцом.
Желание стать Личностью. Оно должно вырасти в убеждение.
М. ЛИВАНОВА