Высота внимания
«Ленинец», 18 апреля 1978 г.
Проблема называется: закрепление молодежи на селе. Ключи к ее решению ищут социологи, экономисты, специалисты сельского хозяйства, работники культуры. Мы, комсомольские работники, в этом списке не последние. Наоборот, наше место поиска где-то впереди.
Мы понимаем, что для решения этой задачи недостаточно одних экономических, технических и культурно-бытовых преобразований. Не менее важно сегодня – повлиять на мировоззрение молодого человека, развеять в молодом сознании устаревшие представления о «дедовской» деревне. Как осуществить это влияние по комсомольской линии? Очевидно, другого пути нет, как, прежде всего, улучшить работу комсомольских организаций.
Хорошая цифра 500? По-моему, хорошая. Столько молодежи трудится на полях, стройках, фермах нашего района. Среди них 100 специалистов сельского хозяйства с высшим и средним образованием. Повысились боевитость и авторитет комсомольских организаций – выросли цифры. И это буквально в последние два года. Тесное взаимодействие этих факторов можно наблюдать на примерах из жизни комсомольских организаций государственной опытной сельскохозяйственной станции села Богородское и совхоза «Тепличный». Здесь на комсомольских собраниях постоянно рассматриваются вопросы участия молодежи в борьбе за повышение культуры земледелия, получения высоких урожаев и т.д. Молодежь вносит свои предложения, к которым всегда очень внимательно относятся партийные организации и администрация.
Хорошо, что к нам идут молодые специалисты. И если они станут своими людьми на селе, а село станет им родным – это уже половина решения той важной проблемы, с которой я начала разговор. Но не менее важно и другое движение: молодежь села – на село. Я говорю о том, как добиться такого положения, когда молодые парни и девчата без сожалений предпочитают «соблазнам» больших городов жизнь и труд в своей деревне.
Карл Маркс писал: «Чтобы действовать с какими-либо шансами на успех, надо знать тот материал, на который предстоит воздействовать». Этим «материалом» для нас является школьный комсомол, старшеклассники, которые сегодня выбирают свое место в жизни. Наша задача – повлиять на этот выбор в пользу «места рождения» сегодняшних школьников, завтрашних тружеников села. Центром такого влияния стал штаб, созданный при райкоме комсомола, который взял на себя руководство движением «Комсомол – сельской школе». На его заседаниях обсуждаются вопросы шефства, проблемы подготовки к пятой трудовой четверти старшеклассников, результаты деятельности ученических производственных бригад, итоги всех мероприятий. Большое внимание уделяет штаб работе по профессиональной ориентации школьников. Мы поставили перед собой такую цель – чтобы каждый второй класс сельской школы имел шефа – комсомольско-молодежную бригаду из колхоза или совхоза.
И сейчас мы , что называется, вплотную приблизились к этой цифре. Если иметь в виду, что Ивановский район самый большой по числу сельских школ, то наши усилия в этом направлении, наверное, не выглядят слишком уж скромными. Одними из первых помогли нам решить эту задачу комсомольцы совхоза «Тепличный». Быстро и действенно они наладили связь с подшефной Новоталицкой школой, составили совместный план действий по профориентации школьников и успешно проводят его в жизнь. Большую помощь своим подшефным оказывают комсомольцы Ивановской птицефабрики и завода технического углерода. Ремонт и подготовка школ к новому учебному году, дарственные библиотечки и оформление наглядной агитации, оборудование пришкольной спортивной площадки, руководство школьными кружками – вот далеко не полный перечень добрых шефских дел.
Но больше всего заслуг в движении «Комсомол – сельской школе» у первичной организации Богородской опытной станции. Они частые гости в подшефной Богородской школе: рассказывают о престиже сельскохозяйственных профессий, о перспективах развития производства на селе, ведут занятия с членами ученических производственных бригад. Наверное, немногие сельские школы могут похвалиться лингафонным кабинетом по автоделу – в Богородском он сейчас оборудуется силами шефов. А кабинет машиноведения уже создан и действует на территории опытной станции. Создавали его комсомольцы. После уроков здесь часто можно увидеть школьников.
Многое сделал комитет комсомола станции во главе со своим секретарем Ниной Коршуновой для того, чтобы распространить свое влияние и на среднее школьное звено. Шестиклассники – семиклассники Богородской школы с удовольствием посещают опытную станцию, но не в качестве экскурсантов, а самых активных помощников. Здесь им выделили специальный участок, где они под руководством шефов проводят опыты и наблюдения над сельскохозяйственными культурами.
Общение не ограничивается сферой производственных интересов. Комитеты ВЛКСМ станции и школы проводят совместные заседания и комсомольские собрания, организуют дни здоровья. День здоровья – это лыжи, гитара, костер на снегу. Это такие увлекательные мероприятия , что число желающих принять в них участие постоянно растет. Еще пример: на опытной станции силами комсомольцев создан и действует педагогический отряд. Объект его действия – многодетная семья, потерявшая отца. Мать работает на станции, дети учатся в Богородской школе. «Отцовские» заботы о семье взяли на себя шефы.
Результаты этих связей налицо: выпускники школы остаются работать в селе, охотно идут учиться с СПТУ. А главное, школьники учатся у своих товарищей любить труд, любить землю. В целом по району из выпускников прошлого года 22 человека пошли работать в совхозы и колхозы, 154 поступили учиться в СПТУ, 12 человек стали студентами сельскохозяйственных вузов, 15 учатся в сельскохозяйственных техникумах. Они вступают в жизнь с комсомольскими путевками в руках.
… Сегодня наши думы о выпускниках семьдесят восьмого. Как они представляют свое будущее в родном селе – отпускники? воскресные гости? хозяева? Мы должны им помочь выбрать последнее – это самый необходимый и на сегодня самый оптимальный вариант молодой судьбы. Нас к этому обязывает и воодушевляет высокая оценка Ленинского комсомола: Ивановская районная комсомольская организация и комсомольская организация Богородской опытной станции были отмечены Почетными грамотами ЦК ВЛКСМ за участие в движении «Комсомол – сельской школе».
Т. Смирнитская, секретарь, завотделом учащейся молодежи и пионеров
Ивановского райкома ВЛКСМ.