Формирование активной жизненной позиции студенческой молодежи. Из опыта совместной работы кафедр общественных наук и комитета ВЛКСМ ИХТИ (Иваново, 1988 год)
Период революционного обновления советского общества вызвал необходимость решения многих важнейших общественно-политических и идеологических задач
Обсуждение Тезисов ЦК КПСС к XIX Всесоюзной партийной конференции показало возросший интерес молодежи к политическим проблемам, круг ее общественного сознания, готовность ответственно решать стоящие перед советским обществом сложные задачи. Вместе с тем все отчетливее обнаруживается слабая теоретическая подготовка молодежи наряду со все более четко проявляющейся потребностью в постоянном обращении к марксистско-ленинскому наследию, творческому его использованию.
Данный материал посвящен опыту совместной работы кафедр общественных наук и комсомольской организации Ивановского ордена Трудового Красного Знамени химико-технологического института по формированию активной жизненной позиции студенческой молодежи. Комсомольская организация ИХТИ насчитывает более трех тысяч человек студентов, преподавателей и сотрудников, имеет более сотни первичных комсомольских организаций, работает на правах райкома комсомола.
Одно из важнейших направлений работы комсомольской организации ИХТИ – идейно-политическое воспитание. В нем можно выделить следующие основные звенья:
- система комсомольской политической учебы (школа комсорга, школа политорга);
- массово-политическая работа (политическое информирование, общественно-политическая аттестация, массовые политические мероприятия);
- массовые средства пропаганды и информации (стенгазеты пяти комсомольских организаций, публикации в многотиражной газете «Химик», конкурсы политического плаката и политической песни и др.);
- культурно-массовая работа.
Активное сознательное участие комсомольцев в идейно-политической работе предполагает неформальное усвоение студентами основ марксистско-ленинской теории, что, хотя и является уставной обязанностью члена ВЛКСМ, невозможно без помощи преподавателя кафедры общественных наук. Значение общественных наук было отмечено на февральском (1988 г.) Пленуме ЦК КПСС: «Преподавание обществоведческих предметов должно нести на себе действенную дозу противоядия от социального иждивенчества и политической пассивности. Оно должно готовить стойких, решительных борцов за продвижение социализма к качественно новым рубежам развития людей, которые, столкнувшись с трудностями, не отчаиваются и не брюзжат, а практически берутся за их преодоление». Достижение такого результата зависит от тесной связи и координации работы кафедр общественных наук и комсомольской организации.
Поэтому партийный комитет ИХТИ в 1987 г. утвердил предложенные советом кафедр общественных наук рекомендации по развитию сотрудничества комитета ВЛКСМ и кафедр общественных наук (КОН):
- дважды в течение семестра проводить совместные заседания кафедр общественных наук и комитетов ВЛКСМ по планированию и координации совместной работы, внедрению активных внеаудиторных занятий и мероприятий для углубленного изучения общественных наук, анализу успеваемости студентов по общественным наукам;
- применять «социальный заказ» комсомола в организации научной работы студентов по общественным наукам (подготовка научных работ студентов по тематике, существенной для комсомольской организации);
- проводить итоговые научно-практические конференции студентов с участием комсомольского актива;
- осуществлять действенное, неформальное сотрудничество коллективов кафедр общественных наук с комитетами ВЛКСМ факультетов.
Комитетом ВЛКСМ ИХТИ на основе разработанной кафедрами общественных наук анкеты был проведен опрос выпускников, целью которого было определение отношения комсомольцев к изучению общественных наук. Анкетирование показало, что 58% студентов придают равное значение общественным и общетехническим дисциплинам; 32% студентов считают основными для себя общетехнические дисциплины; 7% отдали предпочтение общественным наукам; 3% студентов свое отношение к вопросу не определили.
Отвечая на вопрос – «Какую ценность для вас представляет изучение общественных наук?» – 37% опрошенных ответили, что эти науки способствуют всестороннему развитию, 31% – что они «помогают осмыслить происходящие в мире события», 12% респондентов отметили, что общественные науки способствуют формированию активной жизненной позиции. Результаты анкетирования свидетельствуют о значительном технократическом мышлении студентов, чему, безусловно, способствует и профиль вуза. С другой стороны, мировоззренческая функция общественных наук ощущается студентами явно недостаточно: лишь 12% опрошенных отметили, что общественные науки способствуют формированию активной жизненной позиции. Следовательно, нуждается в значительном улучшении и сама постановка обучения предметов обществоведческого цикла, и «расстановка акцентов», усиление мировоззренческого значения марксистско-ленинских наук.
В условиях технического вуза основной формой процесса формирования мировоззрения в учебной работе является лекция и семинар. Специфика вуза ставит проблему – в процессе лекции дать максимально четкий ориентир в анализе общественных процессов и явлений, раскрыть методологическое значение категорий и законы общественного развития, чтобы подготовить студентов к активным формам работы на семинарских занятиях.
В ИХТИ при активной помощи комитетов комсомола и комсомольского актива применяются и «работают» такие формы, как теоретические конференции, пресс-конференции, деловые игры и т.д. Очевидно, идеалом в проведении семинарского занятия следует считать семинар-диспут. Вопросы о подлинной и мнимой демократии в семинаре «Политическая система социализма», о соотношении принципов планирования и конкурентности при социализме в семинаре «Совершенствование социализма на основе ускорения социально-экономического развития», об идеалах молодежи на Западе и в СССР в семинаре «Коммунистическое воспитание трудящихся вызывают оживленную дискуссию. Для ее организации и проведения преподаватель формирует группы, руководителями которых, как правило, являются комсомольские активисты. Наиболее подготовленные студенты в роли руководителя семинара, распределяя и определяя темы выступлений, «ролевые функции» участников дискуссии (в основном эта форма занятий практикуется на старших курсах).
Обязанностью члена ВЛКСМ является изучение марксистско-ленинской теории поэтому неуспеваемость по общественным наукам должна быть расценена комсомольской организацией как нарушение Устава ВЛКСМ.
К сожалению, эта аксиома в настоящее время в деятельности комитетов ВЛКСМ забыта. Вместе с тем стоит отметить, что в 1985-86 и 1986-87 учебных годах активно работал под руководством комитета ВЛКСМ механического факультета совет старост (руководители – С. Гарцева, И. Постникова), который выносил комсомольские взыскания нерадивым студентам и способствовал улучшению успеваемости по общественным наукам.
Формированию социально активной личности способствует развитие комитетом ВЛКСМ ИХТИ всех форм самодеятельности студентов, и главная из них – реальное участие студентов в учебно-воспитательном процессе. Администрацией вуза приняты предложения студентов по совершенствованию учебных программ; проводятся совместные заседания комсомольского актива и Ученых Советов факультетов при составлении учебных планов; лучшие студенты являются членами Ученых Советов. Группой 3-21 (1987 г.) заключен договор с деканатом о взаимной ответственности при выполнении учебного плана. Безусловно, что это – реальные ростки педагогики сотрудничества, взаимной ответственности профессорско-преподавательского актива и комсомольской организации за уровень подготовки студентов.
В ИХТИ накоплен определенный опыт активных внеучебных форм совместной работы КОН и комитетов ВЛКСМ, формирующих и развивающих политическое сознание студентов.
Организация общественно-политической практики на старших курсах потребовала от преподавателей кафедры научного коммунизма специального плана-задания, выполнение которого в ходе производственной практики студентами 4 курса поставило перед ними ряд серьезных, общественно значимых проблем. Поэтому студенты предложили проведение итоговых научно-практических конференций.
«Трудовой коллектив в социалистическом обществе» с анализом важных для личности будущего инженера вопросов: самоуправления на производстве, готовность выпускника к организаторской, воспитательной работе и др. О складывающейся активной жизненной позиции свидетельствует непримиримое отношение студентов к недостаткам экономического, социально-политического развития на предприятии.
Студенты групп 5/23, 5/24 (1987-88 учебный год), 5/21 (1988-89 учебный год) выразили желание не только дать свой анализ ситуаций в коллективах баз практики, но и сотрудничать с комсомольскими организациями этих коллективов для ликвидации застоя и негативных явлений в работе промышленного предприятия.
Активные внеучебные формы совместной работы КОН и комитета ВЛКСМ особенно хорошо «работают» в тех случаях, когда обсуждаются проблемы нравственно-эстетического порядка, когда идет воспитание не толъко разума, но и чувств молодого человека. Так, групповые конференции студентов I курса, посвященные Великой Отечественной войне, проводятся в музее института. Неизменный интерес вызывают доклады о жизни ИХТИ в эти суровые годы, о студентах и преподавателях, сражавшихся на фронтах.
Работа с письмами, воспоминаниями, документами времен Великой Отечественной войны формирует, а в ряде случаев меняет представления студентов о своих ровесниках военного времени. Неизменный интерес вызывают доклады о художественной интеллигенции в годы Великой Отечественной войны, которые обязательно ставят вопрос о роли и месте интеллигенции в строительстве и совершенствовании социализма.
На XIX Всесоюзной партийной конференции отмечалось: «Художественная культура несет в себе живую связь и преемственность поколений помогает человеку ощутить родство со своим народом, его историей и надеждами на будущее, положить в основу любой практической деятельности высокие нравственные идеалы». Опыт работы комитета ВЛКСМ неорганического и органического факультетов ИХТИ (1983-1986 гг.) показал, что прекрасным средством синтеза учебного и художественно-литературного материала являются политические клубы. Они создают оптимальные условия для самостоятельной работы студентов, для эксперимента, поиска, в рамках клуба рождаются такие подлинно творческие работы студентов, как политический театр, политические слайд-фильмы (политклуб «Альтернатива» неорганического факультета, политклуб «Аргумент» органического факультета), диспуты по художественным произведениям и художественно-документальным кинофильмам.
Комитетом ВЛКСМ ИХТИ при активном участии преподавателей кафедр общественных наук был проведен диспут по поэме А.Вознесенского «Ров», ставший значительным событием в студенческой жизни института. Ему предшествовал коллективный просмотр кинофильма М. Ромма «Обыкновенный фашизм», публикации в газете «Химик» вопросов к диспуту. Последний превратился в большой и принципиальный разговор о Памяти, Отечестве, нравственности. Высокое эмоционально-нравственное напряжение диспута вылилось в гуманное предложение организовать отряд «Память» по оказанию помощи бывшим фронтовикам. Недолговечная, к сожалению, история этого отряда показывает необходимость постоянных усилий по поддержанию полезных и важных инициатив – в первую очередь, самих комсомольцев.
Реализация убеждений в выступлениях, предложенных и организованных самими студентами, – высшая ступень формирования политического сознания. Определить свою точку зрения на сложные процессы социально-политической жизни и создать условия для ее реализации помогает сложившаяся в ИХТИ система политического информирования студентов. Отметим, что опыт ИХТИ в этом вопросе рекомендован к распространению Советом вузов г. Иванова (февраль 1986 г.).
В институте создан совет по политическому информированию, в состав которого вошли представители всех кафедр общественных наук, заместители секретарей партийных и комсомольских организаций факультетов по идейно-воспитательной работе. Совет определяет текущие и перспективные планы политического информирования, проводит учебы политического актива института, контролирует проведение политинформаций в комсомольских группах, проводит изучение общественного мнения о тематике, периодичности, целесообразности политинформаций.
В практику повседневной жизни комсомольских групп вошли тематические и обзорные политинформации на семинарских занятиях и кураторских часах. Опыт работы показал целесообразность привлечения каждого студента к проведению политинформаций на первом курсе, что дает возможность определить круг студентов, наиболее способных к политической просветительской работе. На втором курсе комсомольская группа выбирает из них политорга и формирует постоянный контингент политинформаторов, которые проходят специальную подготовку в общеинститутской школе политорга и на факультетских отделениях этой школы.
Важной формой внеучебных занятий, организуемых и проводимых самими студентами, является политический зачет, в ходе которого аттестуется каждый член комсомольской организации института. Политзачет проходит ежегодно и является предварительным этапом общественно-политической аттестации. Организуемые и проводимые комитетами ВЛКСМ политический зачет и общественно-политическая аттестация проходят при активном участии преподавателей КОН (составление вопросов, методические рекомендации, литература для изучения). Первый этап подготовки к зачету включает в себя проведение занятий в школе комсомольского актива; на них приглашаются лекторы ОК КПСС и ОК ВЛКСМ, преподаватели вузов, комсомольские работники. Вторым важным этапом является организация аттестационных комиссий, в состав которых входят комсорги, парторги групп, члены комитетов комсомолов факультетов, преподаватели КОН. На этом этапе проводится углубленное собеседование с комсомольцами – членами аттестационных комиссий. Наряду с этим в процессе собеседования выявлена необходимость первоначальной аттестации членов комитета ВЛКСМ института, ибо многие члены комитета ВЛКСМ получают политический зачет в группах зачастую автоматически, «по должности».
Опыт работы ряда комсомольских групп свидетельствует, что неформальное проведение политзачета становится условием социально значимых поступков. Так, в процессе проведения политзачета студенты группы 3-35 (комсорг Н. Никанорова) решили провести коммунистический субботник на хлопчатобумажном комбинате им. Ф.Н. Самойлова, после которого организовали шефский концерт в общежитии предприятия. На собеседовании комсоргов органического факультета по новой редакции Устава ВЛКСМ были высказаны предложения, направленные в адрес ЦК ВЛКСМ. После обсуждения новых для комсомола проблем о неформальных объединениях молодежи организована дискуссия комсомольских активистов органического факультета и представителей неформальных объединений – «металлистов», «брейкеров», «люберов».
Работа в комсомольской организации позволяет «закрепить» положительный идеал, который формируется в процессе изучения марксистско-ленинской теории.
Таким образом, комитетом ВЛКСМ ИХТИ накоплен интересный опыт по формированию активной жизненной позиции студенческой молодежи. Он включает в себя формирование мировоззрения и организацию практической деятельности по реализации и закреплению полученных знаний, Дальнейшее совершенствование этой работы требует использования активных форм учебной и внеучебной работы, тесной координации действий комитета ВЛКСМ, партийной организации и кафедр общественных наук, действенной реализации педагогики сотрудничества.
ГАИО. Ф.П – 342. Оп. 39. Д. 50. Л. 8-19