На поверке комсомолия Палехского района
«Ленинец», 25 ноября 1980 г.
Зачем изобретать велосипед
Наталья Соколова, механизатор совхоза «Пановский»
Когда летом я поднималась чуть свет и собиралась на работу, братишка Женька (он в первом классе сейчас) тоже глаза протирал: «Возьми с собой». А я ему: «Спи еще, работник». Обижался. И сейчас все время со мной на трактор просится. А мама моя, Валентина Ефимовна, и сестры Света и Аля до сих пор удивляются: что это я вдруг на трактор пошла? Вроде сначала спокойную выбрала профессию…
Закончила нашу Курилихинскую школу-восьмилетку да и решила: кино мне нравится, поеду в Иваново, в профтехучилище, учиться на киномеханика. И после окончания училища работала два года в Палехском районном Доме культуры. Вроде при своем деле, и хорошо все. А только как объявили. Что организуются у нас дома, в Панове, курсы для женщин-механизаторов, поняла: пойду.
А ведь когда еще в школе училась, велосипед себе сделала. Серьезно: из кучи металлолома, что мы с ребятами собирали, детали разные выискивала, подбирала – вот и получилась машина, своя. А еще радиоприемник могла собрать и разобрать. Учителя все удивлялись, почему все-таки по физике у меня больше было троек, чем четверок и пятерок. Взяла все-таки свое тяга к технике.
Училась я вместе со своими односельчанками – Валей Калашниковой, Лизой Полушиной, Татьяной Удальцовой, Полиной Ежовой. У них почти у всех – семьи, дети. И все же они решились поменять специальность, стать механизаторами, создать женское тракторное звено. В мае мы закончили учебу и начали работать, включились в посевную. Не сразу, конечно: так получилось, что курсы-то мы прошли, а тракторов для нас не было. Вот и пришлось походить немало, убеждать, требовать, чтобы нам дали технику.
Все-таки добились мы своего – получили новенькие тракторы МТЗ-80. Думаю, директор нашего совхоза «Пановский» Николай Николаевич Кириллов доволен: машины в порядке, всегда чистые и ухоженные. И когда попросил он нас, трактористок, помочь временно работницам бокаревского молочного комплекса с дойкой, мы не отказались, только и свое условие поставили: чтоб трактор всегда перед глазами был. А то без него скучно.
Звено наше выполняет разные работы: возим силос и солому, культивируем, развозим по фермам комбикорма. Справляемся с нормами и перевыполняем их. Особенно хорошо работает Елизавета Полушина: за первое место в районном соревновании женщин-механизаторов удостоена она вымпела райкома комсомола. Так мы и трудимся.
И вовсе не скучная это работа. Когда едешь одна, бывает, и песни поешь, а то транзистор беру с собой – хорошо работается под музыку. Но, конечно, правила соблюдать надо, не заслушиваться особенно… и что только мои родные в недоумении? Мне, как своих сестер увижу, хочется сказать им, и Але, старшей, что в Шуе на стройке работает, и Свете, она на тепличном комбинате в Ново-Талицах: приезжайте домой, к нам, в звено. Вот и будет дело. Всем найдется.
Мы разговаривали с Наташей в последний день ее работы на ферме. Завтра она должна была снова сесть за руль трактора. И не раз выглядывала она во двор: там стоял ее голубой МТЗ-80, заботливо зачехленный от дождя и снега. И он тоже ждал завтрашнего дня.
Тысяча первая сказка – моя
Пройдет время, и, быть может, их работы увидят и Италия, и Испания, и другие далекие страны. А пока в зале, превращенном в старинный корабль со всеми его атрибутами – парусами, штурвалом, кают-компанией, «матросы» принимают первую присягу, вступая в семью художников. 15 выпускников Палехского художественного училища приняты в этом году в художественно-производственные мастерские. И день посвящения был первым творческим праздником.
«Я – художник…». Верю, существует уже тысяча Русланов и Людмил, Жар-птиц и Иванов-царевичей. Но будет и тысяча первая – моя. Сначала придется часто-часто ходить в музей, чтобы «подсмотреть» у «стариков» Палеха каждую деталь – поворот головы, взмах руки, узор орнамента. А когда это богатство станет твоим, – поймешь, что теперь нужно искать свою Жар-птицу. Тамара Сурикова на четвертый год работы в мастерских вдруг поняла, что ее героини – из восточных сказок, а вовсе не из русских традиционных.
И ее подруги, молодые художницы Таня Суркова и Аня Каманина, тоже сделали уже свои маленькие открытия, важные пока лишь для них. Но ведь с этого и начинается творчество. В училище преподают анатомию и рисунок, живопись и композицию. Ставят «технику». А потом художник остается один на один с тысячами сказок, книг с иллюстрациями, десятками узоров и орнаментов, существующих на свете. И тончайшая беличья кисточка отыскивает свой.
На последней VI республиканской выставке «Советская Россия» представлены 13 работ молодых художников. Шесть лауреатов премии Ленинского комсомола среди палешан. – есть чем гордиться.
И когда в гости к молодым художникам приезжают коллеги по лаковой миниатюре из Холуя или Федоскина, то встречи эти, как дружеские свидания старших и младших братьев, потому что все признают: Палех – классика. Но палешане не хвастаются: усаживают гостей за стол, и начинаются долгие беседы, чаи, разговоры. А потом Коля Андрияшкин и Саша Гелишев демонстрируют свое «детище» – театр марионеток.
Раньше был у художников свой обыкновенный кукольный театр – для детей сказки показывать. Новый же спектакль, поставленный под руководством Коли Андрияшкина, «Муха-цокотуха» с удовольствием смотрели и взрослые. А сейчас работают артисты над новой постановкой – «Волшебник изумрудного города».
Вот так, незаметно, и заговорили мы об отдыхе, о свободном времени. И не случайно: в комсомольской организации мастерских 51 человек. Поэтому по вечерам долго не гаснет свет: комсомольские активисты обдумывают очередное собрание, вечер поэзии или экскурсию. А возвращаются домой – и не дает покоя работа. Так и должно быть.
Невелик Палех – до всего рукой подать. Почти все друг с другом здороваются. Но многочисленные гости села-академии, наверно. Удивлялись бы больше, увидев не добротные деревянные дома, чистые улицы, неторопливый ритм сельской жизни, а шумный, многоэтажный город. Именно здесь, в селе, основательно и твердо смогло встать на ноги и развиться изумительное, неповторимое искусство лаковой миниатюры. И потому все палешане – его патриоты, и не быть им без Палеха, не состояться.
А корабль плывет себе в заморские страны. Совсем недавно выполнили палешане почетный заказ: пять лаковых пластин для оформления одного из залов нового здания советского посольства в Греции. Над росписью на сюжет сказки «Конек-горбунок» работали художники Н. Лопатин, Е. Сивяков, Н. Малахов, народный художник РСФСР Н.И. Голиков и его сын Юрий Голиков. Из поколения в поколение передают палешане перо Жар-птицы.
М. Ливанова.