Зачем учить школьников патриотизму
Первого сентября в российских школах прозвучал российский гимн. Такая практика введена несколько лет назад, и до сих пор почему-то вызывает споры у родителей и учителей. Школьникам, как и следовало ожидать, от исполнения гимна ни холодно, ни жарко. Он никак не изменил их настроя: кто-то так и тяготится началом нового учебного года, а кто-то – радуется возвращению к друзьям.
Страшно представить себе, какую реакцию вызвало бы введение, как это недавно предложили депутаты Госдумы от КПРФ, уроков политинформации – в целях воспитания патриотизма у школьников. Я хорошо помню эту синекуру по советской школе – как и большинство нынешних родителей школьников. И предугадать, что именно они говорят и думают по поводу новаций современных коммунистов, нетрудно. Труднее сформулировать эти мысли в разрешенных для публикации выражениях.
Но давайте на минуту отвлечемся от политиков и зададимся вопросом: а что, патриотизм – это настолько плохо? Что, быть патриотом – это так вредно и опасно, что не стоит прививать патриотизм нашим детям? Почему в постсоветской России слово «патриот» стало ругательным, патриотизм равняют с национализмом и маргинальностью?
Вернемся еще раз на тридцать-тридцать пять лет назад. Уроки политинформации, обязательный «Урок мира» – первый урок каждого 1 сентября, пионерская и комсомольская организации с непременной «военно-патриотической работой»… Знакомо? Наверняка! Помните свои ощущения? Конечно, помните! А теперь задумаемся: эти ощущения рождены чем – патриотизмом или обязаловкой в его воспитании? То-то…
Любая обязаловка способна испортить дело, каким бы хорошим оно не было. Навязывание «единственно верной линии» – самый верный способ отвратить от нее человека. Но присущая современной российской школе (и унаследованная от советской) привычка к навязыванию – вовсе не причина отказываться от патриотического воспитания школьников. Весь вопрос лишь в форме.
Кстати, о форме. Знаете ли вы, какой кинематограф считается самым эффективным с точки зрения воспитания патриотизма? Да-да, американский! Даже комедии, не говоря уже о боевиках, снятые в Голливуде, ненавязчиво, но однозначно пропагандируют американские ценности и символы. Трудно найти сделанный в США фильм, где не фигурировал бы звездно-полосатый флаг, где не гордились бы своей конституцией, полицией, армией…
Даже если кинолента обличает «плохих» солдат, полицейских, чиновников – они не правило, а исключение. И само обличение в итоге сводится к идее, что предательство идей, на которых зиждется американское общество, непременно будет наказано. Стоит ли после этого удивляться, что именно в США люди искренне плачут, когда под звуки гимна поднимается национальный флаг!
Кстати, в Америке и уроки патриотизма в школе, и преподавание истории подросткам построены на тех же принципах: ненавязчиво, но постоянно и однозначно. Никаких «альтернативных» трактовок нет и быть не может: США – лучшая страна на Земле! Правда, это дает заметный перекос. Как, впрочем, всегда бывает при существовании единственно верной трактовки.
Но вернемся к вопросу патриотического воспитания в школе. Нужно ли оно? Несомненно! Полезно ли оно? Конечно, да! Как его вести? А вот с этим нужно разобраться.
Самый простой способ – при каждой удобном случае давать детям повод гордиться своей страной. География? Хорошо бы, показывая на карту мира, напомнить, что Россия – самая большая страна, богатая не только своими ископаемыми, но и в первую очередь людскими ресурсами. Еще лучше рассказать о знаменитых российских первооткрывателях, полярниках и первопроходцах, о которых так мало упоминается в школьной программе.
Литература? Можно и нужно постоянно отмечать роль отечественных поэтов и писателей в мировом литературном процессе. Даже в таких предметах, как физика, математика, химия можно найти повод для национальной гордости: достаточно хотя бы назвать всемирно известные имена отечественных ученых! История? О! Можно и нужно преподавать ее так, чтобы дети почувствовали свою сопричастность славной истории наших побед.
Не нужно замалчивать трагические события, не нужно приукрашивать тиранов – но нужно все время напоминать детям, что все это лишь ярче подчеркивает достижения и успехи родной страны. Кстати, это, похоже, уже поняли и в Министерстве образования, которое буквально на днях отказалось от идеи ввести в школах единый учебник истории. Который, как многие справедливо опасались, был бы и «единственно правильным».
…Мои дети начали спрашивать меня о Великой Отечественной войне лет с трех – как только впервые в жизни увидели на празднике в детском саду ветеранов. И я рассказывала и рассказываю о ней, не скрывая ни одной трагической страницы. Но каждый раз подчеркиваю: несмотря на все это, мы выстояли. Победили. И потому для моих детей георгиевская ленточка – не модный аксессуар, а символ Победы. И один из символов патриотизма.
Я никогда не буду навязывать своим детям какую-то единую трактовку истории Родины. А если такое навязывание начнется вне дома, буду стараться изо всех сил избавить их от однозначного восприятия – неважно, положительного или отрицательного. Человеку вообще не свойственно воспринимать мир в черно-белой гамме. И я горжусь тем, что мои дети произносят слова «Россия» и «Родина» с гордостью и с большой буквы.
Все то же самое может и должна делать и школа. Не с помощью обязаловки – с помощью ежедневного кропотливого воспитания. Для этого нужно лишь одно: чтобы сами учителя были патриотами не на словах, а на деле. И вот тут мне видится проблема. Нынешние учителя в большинстве своем – дети «лихих девяностых». Эпохи, когда патриотизм был не в чести. И это – горький урок, из которого нам сейчас нужно сделать выводы. Чтобы не превратить в потерянное еще одно поколение.
Татьяна Рублева
http://mir24.tv/news/society/11136494