О работе комсомольского штаба старшеклассников Шуи (1988 год)
Мы – городской комсомольский штаб старшеклассников «Высота». Нам больше двадцати лет. Пишем мы не потому, что считаем себя мастерами-штабистами, а потому, что думаем: наш штаб, его проблемы – характерны, и возможно, что кто-то, прочитав наше письмо, сделает для себя какие-нибудь заметочки, а может быть, откликнется – ведь штабы есть во многих городах и вместе работать и думать легче.
Что мы делаем? Помогаем горкому комсомола в проведении городских мероприятий, устраиваем вечера для школьников, помогаем школе-интернату для детей-сирот, выносим проблемы комсомольской работы на заседание штаба и пробуем их решать. Но главное звено нашей работы – ведь мы штаб – это обучение комсомольского актива, координация деятельности комитетов комсомола школ. Это и есть самое сложное, поскольку комсомольская жизнь определяется в школах не только комитетом комсомола, но и всем стилем школы, его педагогами, администрацией.
Итак, учеба и помощь: как мы пробовали их организовать? Прежде всего, взяли учебу в свои руки. Вначале проводили учебу по направлениям работы в течение года, затем стали проводить ее в течение нескольких воскресений подряд, а теперь пришли к выводу, что наиболее эффективным способом является обучение во время выездных сборов, когда все выезжают на несколько дней в какую-нибудь сельскую школу, где вместе живут, работают, учатся.
Сейчас мы считаем, что такие сборы – самое сильное оружие, которое имеет штаб, ведь только здесь ребята могут окунуться в атмосферу товарищества, получить опыт коллективной жизни, приобрести опыт организаторской работы.
Почему? Да потому, что на сборе ребята все делают сами. Весь сбор – цепь коллективных творческих дед, причем самых разных, и не только культурно-массовых, спортивных и идейно-политических – вся жизнь на сборе зависит от того, как творчески подойдет дежурный отряд к своим обязанностям: ведь на них и подъем, и «обеспечение столовой» и распорядок дня и сюрпризы. И если – «каждое дело творчески – а иначе зачем?», то изрядно надоевшая зарядка превратится в «бой пиратов и корсаров», либо в «шабаш на Лысой горе», а чтобы попасть в столовую, нужно будет исполнить песню на «тему дня» либо осыпать дежурный отряд комплиментами, и спортчас превратится тогда в «физкультурный КВН», а «трудовая атака» станет ответом на снегопад, засыпавший дорогу так, что не проедет ни одна машина, и тогда за время сбора будут выучены песни, которые помогут вам найти друзей везде, где их поют, и будут накрепко усвоены законы орлятского круга, и вообще вы поймете, что можно самим думать и определять свою жизнь, что интересно не там, где развлекают, а там, где все вместе, и то, что можно любое дело повернуть так, что оно станет живым и нужным.
За годы работы штаба мы пытались наладить контроль и в виде кураторства, и в виде рейдовых бригад, но пришли к выводу, что эти методы малоэффективны – наскоком проблем не решить, а вот если провести сбор в каждой школе, с опорой на тех, кто уже почувствовал, что это такое – совсем другое дело.
Сказать, что городская радиопрограмма для школьников «Фабула» появилась случайно, нельзя. К 1984 году группа информации ГКШ давно уже искала новые формы работы. Был и опыт сотрудничества с редакциями газеты и радио, а главное – было желание попробовать себя на журналистском поприще. Вот однажды и родилась идея самим сделать радиопередачу или полосу в газете. На радио нам дали больше свободы, больше самостоятельности. Поэтому и появилась такая передача.
Первый выпуск городской программы для школьников «Фабула» прозвучал в эфире 15 октября 1984 года. Наша передача выходит раз в месяц и звучит всего 30 минут.В настоящее время коллектив редакции программы «Фабула» состоит из 8 человек. За период с сентября 1987 года по апрель 1988 года выпущено 7 передач, подготовлен ряд материалов для областного радио.
Общественная редакция программы для школьников «Фабула»
ГАИО. Ф.П – 342. Оп. 39. Д. 79. Л. 2-7.
←
Участие в демократизации жизни ученических коллективов (1988 год)