Партия и комсомол: от послушания к сотрудничеству
Молодежный экспресс: Еженедельный вестник почтовой информации. В номере: Партия и комсомол: от послушания к сотрудничеству. Ростки новых отношений между партией и комсомолом уже пробивают себе дорогу. Не заморозить бы их холодом недоверия. 7 марта 1990 г.
Борис ТЕБИЕВ, кандидат педагогических наук,
зав. кафедрой ВКШ при ЦК ВЛКСМ
ПОД РАЗВЕСИСТОЙ КЛЮКВОЙ
Специалисты в области партийного и комсомольского строительства долгие годы с усердием, достойным лучшего применения, вели бесконечную, казалось, игру в дефиниции, изобретая все новые и новые формулировки принципов партийного руководства молодежной организацией. Не ленились и подсчитывать «плоды» кабинетного усердия. Только в одной из монографий выявлено около 50 формулировок! Ученая бухгалтерия была явно рассчитана на то, чтобы показать непосвященному, сколь учащенно бьется пульс научной мысли, сколь ветвисто и многоцветно древо познания. Но здравый смысл свидетельствовал о другом: о беспринципности и показушности самого подхода к анализу этого явления.
Древо познания оказалось на поверку... развесистой клюквой. Результаты исследований на реальную практику взаимоотношений между партией и комсомолом воздействия не имели. Да и о каком практическом внедрении вообще могла идти речь, если в монографиях и диссертациях говорилось одно, а в реальной жизни происходило совершенно обратное?
До самого последнего времени партийное руководство молодежным движением рассматривалось у нас как непрерывное восхождение к идеалу, как ровная, накатанная колея, где хотя и есть предмет для определенного научного спора, но по сути все ясно: в партийном руководстве - сила комсомола.
Лишь перестройка, решительная демократизация общественной жизни поставили под сомнение и укоренившуюся практику, и ее усердное теоретическое «основание». Сегодня предельно ясно другое: культивировавшиеся в течение многих десятилетий формы и методы взаимоотношений между партией и комсомолом не только себя не оправдали и не оправдывают, но и являются существенным тормозом на пути развития молодежной коммунистической организации, использования творческого потенциала юношей и девушек.
О ЧЕМ МЕЧТАЛИ?
Как и когда возникли эти недуги? Врожденные они или благоприобретенные на каком-то далеко не идеальном отрезке нашей истории? Для того чтобы ответить на это, необходим небольшой экскурс в прошлое, обращение к ленинским истокам молодежной политики КПСС и последующей ее деформации.
В течение многих лет, и в России, и в эмиграции, создатель КПСС был тесно связан с молодежью и ее революционными организациями, помогал им и мудрым словом, и конкретным делом. Плодом многолетних раздумий о судьбах молодежного движения, путях молодежи к социализму стала небольшая по объему, но необычайно емкая по концентрации мысли ленинская заметка «Интернационал молодежи», опубликованная в декабре 1916 года в Швейцарии, в сборнике «Социал-демократ» № 2.
Размышляя о том, как должны относиться революционные марксисты к молодежи, вынужденной по необходимости приближаться к социализму иначе, чем отцы, В.И.Ленин подчеркнул: «... за организационную самостоятельность союза молодежи мы должны стоять безусловно и не только вследствие того, что этой самостоятельности боятся оппортунисты, а и по существу дела. Ибо без полной самостоятельности молодежь не сможет ни выработать из себя хороших социалистов, ни подготовиться к тому, чтобы вести социализм вперед». И тут же уточнял: «За полную самостоятельность союзов молодежи, но и за полную свободу товарищеской критики их ошибок! Льстить молодежи мы не должны».
На страницах «Социал-демократа» еще не успела просохнуть типографская краска, как в России грянула февральская буржуазно-демократическая революция. Она пробудила к жизни революционную энергию масс, в том числе и пролетарской молодежи. С первых месяцев революции, словно грибы после теплого летнего дождя, в различных местностях страны стали возникать юношеские революционные организации - Социалистические союзы рабочей молодежи, группы «III Интернационал». Вполне естественной была и тяга юношества к большевикам – марксистской партии революционного действия.
Тогда же в рядах РСДРП(б) выявились и разногласия в подходе к организации молодежи, стремящейся бороться за социализм на единой с большевиками идейной платформе. Наряду с ленинской точкой зрения, получившей развитие и конкретизацию в ряде опубликованных на страницах "Правды" статей Н.К.Крупской, широкую популярность в партийной среде получил и иной взгляд на молодежную организацию как на своеобразный молодежный филиал партии. Летом 1917 года в стране действовали оба типа молодежных союзов, что никак не способствовало объединению пролетарского юношества в революционной борьбе.
Вопрос об организации молодежи оказался настолько серьезным, что был внесен на рассмотрение проходившего в конце июля-начале августа VI съезда РСДРП(б). Съезд образовал специальную подсекцию по работе среди молодежи, которая 2 августа вынесла вопрос о союзах молодежи на рассмотрение делегатов и предложила соответствующий проект резолюции, составленный на ленинской концептуальной основе. Выступивший от подсекции с докладом М.М.Харитонов осветил основные точки зрения на вопрос об отношениях между партией и молодежными союзами и предложил поддержать выработанный подсекцией проект. С одобрением проекта на съезде выступили петроградские большевики В.К.Слуцкая и В.П.Алексеев, против – представители Московской и Латышской партийных организаций Р.С.Самойлова (Землячка), В.Н.Подбельский, И.Г.Слесарев и Я.Д.Ленцман. Внося поправку к проекту резолюции «О союзах молодежи», Р.С.Землячка настаивала на создании по существу узкопартийных, замкнутых молодежных объединений, состоящих исключительно из молодых членов партии. Были и такие, кто пытался найти компромиссные решения, узаконить оба типа молодежных союзов. Подобного рода беспринципную позицию занял, например, В.М.Молотов, предложивший «выкинуть из резолюции слова» организационно не подчиненные, а только духовно связанные с партией". Однако делегаты съезда не поддержали предложенных поправок и приняли резолюцию, являвшуюся отражением ленинских взглядов на сущность молодежных революционных организаций.
Ленинская концепция, поддержанная большинством партии, стала теоретически базисом созданного в октябре 1918 года комсомола – молодежной организации нового типа в международном юношеском движении: массовой, самодеятельной, связанной духовными узами с политическим авангардом народа.
Вчитываясь в партийные документы, увидевшие свет вскоре после создания комсомола, поражаешься, насколько уважительно руководство партии во главе с В.И.Лениным относилось к организационной самостоятельности молодежного союза, как решительно пресекались всякие попытки администрирования, мелочной опеки, менторства. «Коммунистическая работа среди молодежи, – записал в своей резолюции VIII съезд РКП(б), – может пойти успешно только через самостоятельные организации, идущие под знаменем коммунизма, в которых молодежь могла бы проявить максимум самодеятельности, безусловно необходимой для ее коммунистического воспитания».
Но если партии требовалось неоднократно подтверждать свою линию в отношении молодежи, значит были и попытки ее нарушения, отклонения от ленинских норм? Да, такие отклонения действительно имели место. И проявлялись они не только в стремлении отдельных партийных руководителей командовать комсомолом, но и в организации молодежи на антиленинских по своей сути, антидемократических принципах. Именно на таких принципах был создан в апреле 1919 года и Москве Коммунистический союз учащихся школ 2-й ступени. Его устав прямо указывал на то, что «а) союз является организацией партийной и всецело подчинен и контролируется РКП... б) как и во всякой партийной организации, члены союза подчинены строгой партийной дисциплине... в) союз налагает на своих членов только обязанности и не дает им никаких преимуществ...».
В том же месяце в Москве состоялся Всероссийский съезд коммунистов-учащихся, принявший решение о создании параллельной комсомолу молодежной организации. К счастью, эта организация просуществовала недолго. 11 мая 1919 года Оргбюро ЦК РКП(б) утвердило Положение о работе Российского Коммунистического Союза Молодежи среди учащихся, согласно которому членам организации коммунистов-учащихся было предложено в индивидуальном порядке вступать в РКСМ и образовывать школьные комсомольские ячейки.
Принцип организационной, самостоятельности комсомола целиком и полностью оправдал себя на практике. Инициатива, самодеятельность, защита прав и интересов молодежи являлись определяющими факторами в работе РКСМ, помогли ему преодолеть ряд тяжелых внутренних кризисов, завоевать авторитет молодежи.
В ТИСКАХ КАЗАРМЕННОГО СОЦИАЛИЗМА
Смерть В.И.Ленина и последовавшая за ней деформация принципов социализма обернулись трагедией для комсомола. Диктаторские устремления И.В.Сталина объективно совпали с интересами тех сил в партии, которые придерживались антиленинских установок в отношении молодежного коммунистического движения.
С середины 20-х годов началось постепенное перерождение комсомола в организацию, не имеющую своего политического лица и лишенную организационной самостоятельности. Начальной точкой этого процесса можно считать опубликованное 29 октября 1925 года в «Комсомольской правде» интервью И.В.Сталина» «О задачах комсомола», в котором будущий «отец всех народов» недвусмысленно заявил: «Комсомолец должен помнить, что обеспечение руководства партии есть самое главное и самое важное во всей работе комсомола».
Под видом «творческого» развития ленинских идей о молодежи и ее коммунистической организации в конце 20-х годов был сделан «глубокомысленный» вывод о том, что духовное единство комсомола с партией подразумевает и единство организационное. Направляемые железной рукой кремлевского горца идеологические мифотворцы немало потрудились для того, чтобы убедить лидеров комсомола и рядовых членов Союза в необходимости такого единства. При этом они не гнушались ничем, в том числе и щедро расставленными ловушками лести. Разве не льстили комсомольцам, например, прозвучавшие в конце 20-х годов призывы наравне с коммунистами принять участие в «социалистическом» переустройстве деревни, в чистке партии от «чуждых» ей элементов?
Последний факт особенно примечателен. В застойные годы у нас не принято было писать об участии комсомола в поисках врагов внутри партии – уж слишком явственно напоминало это события т.н. «культурной революции» в Китае, когда по приказу «великого кормчего» Мао Цзэ Дуна, перенявшего многие сталинские манеры, сотни тысяч юнцов были брошены на разгром оппозиционных маоизму сил в КПК и в целом в стране. Не сказать об этом сегодня – значит умолчать об одном из важнейших сталинских преступлений и перед партией, и перед комсомолом.
Вступившая в явное противоречие со складывавшейся административно-командной системой, организационная самостоятельность комсомола была принесена в жертву казарменному социализму. Критерии этой системы: беспрекословное послушание, наказуемость инициативы, грубое попрание демократии стали определяющими и в отношениях между партией и комсомолом, и в жизни самого комсомола. Сложившийся при В.И Ленине институт партприкрепленных партийных наставников молодежи из числа наиболее грамотных и авторитетных коммунистов, 6мл замене контролем партийного аппарата, который с усердием разыгрывал молодежную карту во всех неблаговидных сталинских начинаниях.
Параллельно с укреплением «единства партии и комсомола» происходила деформация демократических принципов внутрисоюзной жизни, свертывание ученического и студенческого самоуправления. Стала широко применяться практика кооптации в выборные комсомольские органы угодных партийным органам "вожаков молодежи". Особенно активно она внедрялась в период массовых репрессий, жертвами которых по самым скромным подсчетам стали 300 тысяч комсомольцев. Укоренился подбор комсомольских кадров не по деловым и моральным качествам, а по анкетным данным.
Сформировавшуюся практику «накачек», партнадзора, соглядатайства узаконил XVIII съезд ВКП(б), дополнивший Устав партии рядом отсутствовавших в нем ранее установок. «Всю работу ВЛКСМ, – отмечалось в новой редакции партийного Устава, – проводит под непосредственным руководством ВКП(б). ЦК ВЛКСМ, являясь руководящим органом комсомола, непосредственно подчинен ЦК ВКП(б). Работа местных организаций ВЛКСМ направляется и контролируется соответствующими республиканскими, краевыми, областными, городскими и районными партийными организациями».
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
История, как известно, повторяется. Сначала в виде трагедии, потом – в виде фарса. «Оттепель» второй половины 50-х – начала 60-х годов не могла не затронуть взаимоотношений между партией и комсомолом. Под животворным воздействием решений XX съезда КПСС партийные органы и организации стали мало-помалу отходить от порочной практики диктата и мелочной опеки комсомола, прислушиваться к пробудившемуся голосу молодежной организации. Однако это продолжалось недолго. Последовавшая в застойные годы реабилитация сталинщины положила конец демократическим веяниям, знаменовала собой возврат к стереотипам эпохи казарменного социализма.
Воскрес и обрел новые силы тип комсомольского функционера, сформировавшийся в период культа личности. Молодой бюрократ, бездумно копирующий формы работы партийного аппарата, способный действовать лишь по указке «сверху», всеми возможными средствами стремящийся к власти и славе, готовый пожертвовать во имя собственного благополучия интересами и нуждами комсомольцев, молодежи.
Да и само членство в молодежной коммунистической организации стало рассматриваться как возможность поудобнее устроиться в жизни, получить престижную работу, поступить в вуз. Вирус приспособленчества уживался в организме молодежного союза с другим не менее опасным недугом – иждивенчеством.
Прижились в молодежном союзе и все возможные пороки партийного аппарата с его годами отработанными приемами подмены выборных органов, расстановки «удобных» кадров, системой незаслуженных льгот и привилегий.
Комсомол оказался таким образом на периферии действительных общественных процессов, что привело к окончательному падению его авторитета, чисто формальному лидерству в молодежной среде. Многие комсомольские органы, начиная с ЦК ВЛКСМ, превратились по сути дела в посреднические звенья по передаче на места партийных директив и сбору часто весьма сомнительной, взятой «с потолка» информации о делах первичек.
Все сказанное выше вовсе не означает, что в комсомоле доперестроечных лет не было здоровых сил, вовсе отсутствовали какие-либо положительные тенденции. Все это было и отложилось в анналах истории, в отличие от того, что было и отложилось пока лишь в сознании современников.
Вот уж чего не было вообще, так это государственной молодежной политики. Известный всему цивилизованному миру феномен до самого последнего времени был подменен у нас универсальным на все случаи жизни понятием «партийное руководство комсомолом», которое в социально острых для молодежи ситуациях означало не более чем анекдотично-избитое «спасение утопающих есть дело рук самих утопающих». Ведь именно комсомол, во многом бесправная, как мы убедились, и лишь номинально самодеятельная общественная молодежная организация провозглашалась единственным ответчиком за все, что происходило в молодежной среде. Ответчиком, лишенным реальных прав, развращенным чрезмерной опекой всесильного, но далеко не всегда безгрешного патрона.
С УЧЕТОМ НОВЫХ РЕАЛЬНОСТЕЙ
Меняющаяся под воздействием перестройки действительность нередко с большими перегибами приводит в нормальное положение то, что было деформировано в прошлом. Сегодня мы сколько угодно можем восторгаться далеко обошедшими нас на крутых поворотах истории достижениями западной демократии, лить воду с парламентских трибун, выпускать газетных «уток», метать громы и молнии в адрес тех, кто подвел нашу страну к критической черте, требовать распустить, расчленить, расколоть КПСС на платформы и фракции.
Но если мы действительно выступаем за социалистическое возрождение, то со всей очевидностью должны признать, что оно невозможно без сильной, монолитной в своем демократическом единстве партии коммунистов, партии, уже доказавшей свою способность к самоочищению, взрыхлившей почву для демократических всходов в масштабах всего нашего общества.
Нельзя себе представить наше социалистическое будущее без комсомола. Он нужен нас сегодня и будет нужен завтра не только для того, чтобы питать партию молодыми силами, но и для сплочения молодежи во имя идеалов социальной справедливости, подготовки ее к тому «чтобы вести социализм вперед».
Партии сегодня трудно. Нелегко и комсомолу. На его долю выпадает ныне немало справедливых упреков, но немало и огульной критики. Взаимная поддержка, доверие, большевистское товарищество в отношениях между двумя коммунистическими организациями необходимы как воздух. Трудно сказать, кому больше: партии, комсомолу или всем здоровым силам нашего общества.
Жизнь настоятельно требует создания новых коммуникаций между КПСС и ВЛКСМ, адекватно отражающих современную политическую ситуацию, новый уровень демократического мышления.
Перспективным типом отношений между партией и комсомолом может быть лишь политическое сотрудничество. Ведущими принципами его должно стать безусловное признание партией полной организационной самостоятельности комсомола и признание комсомолом идейного, духовного руководства со стороны партии. Именно такая, ленинская постановка вопроса о взаимоотношениях между партией как высшей формой политической организации трудящихся масс, и комсомолом как общественно-политической организацией, отражающей интересы важнейшей социально-демографической группы населения страны, способна обеспечить преемственность и последовательность в развитии идей демократического обновления социализма.
Первейшим условием строительства новых отношений между партией и комсомолом должно стать не только закрепление в Уставах и программных документах КПСС и ВЛКСМ принципов суверенитета комсомола, но и его права выступать активным участником партийных дискуссий, иметь свое мнение по существу спорных вопросов современности, без каких-либо ограничений участвовать в выработке молодежной политики, подвергать ее, в случае необходимости, конструктивной критике.
В интересах партии и комсомола, всего общества обеспечить эффективное представительство Союза молодежи через работающих в нем коммунистов во всех выборных партийных органах снизу доверху, сформировать партийное ядро не за счет направления для работы в комсомоле молодых коммунистов, а за счет приоритетного приема в партию избранных демократическим путем комсомольских лидеров.
Ростки новых отношений между партией и комсомолом уже пробивают себе дорогу. Не заморозить бы их холодом недоверия...