ЧЕЛОВЕК ТЕАТРА: АЛЕКСЕЮ ПЕТРОВИЧУ ШУЛЬПИНУ – 90!
29.06.2023
Сегодня свой весьма почтенный, 90-й день рождения отмечает наш замечательный земляк, прошедший в 50-60-е годы прошлого века ивановскую школу комсомола, педагог, выпускник ГИТИСа, «человек театра» до мозга костей, театровед, культуролог, литератор, автор нескольких книг о театре, кандидат искусствоведения, настоящий русский интеллигент Алексей Петрович ШУЛЬПИН.
Алексей Шульпин - инструктор по культурно-массовой работе
отдела пропаганды и агитации Ивановского обкома ВЛКСМ. 50-е годы
И хотя он уже 55 лет живет в Москве, в Иванове многие его прекрасно помнят ещё по временам хрущевской «оттепели». Помнят, как Леню Шульпина (именно так его называли друзья и коллеги), заводного и бьющего энергией красавца, в которого, говорят, были влюблены многие ивановские девушки. Уже тогда, несмотря на свою молодость, он пользовался (благодаря своим деловым и человеческим качествам) заслуженным авторитетом и уважением у коллег.
…Впрочем, связей со своей малой родиной Шульпин никогда не терял и не теряет, со многими ивановцами он постоянно общается и по телефону, и вживую. К тому же много лет назад Алексей Петрович купил домик в шуйской деревне недалеко от Колобова (он очень напомнил ему бабушкин дом в Горьковской области, где были прожиты в детстве два трудных военных года), и каждое лето теперь проводит здесь. Здесь он и в эти дни.
Драмкружок в 22-й школе
…Родился Алексей Шульпин 29 июня 1933 года в городе Иваново. Детство пришлось на военные годы, два первых класса он закончил в деревенской школе в Горьковской области.
А потом, до 1951-го, были годы учебы в Ивановской средней (тогда – мужской) школе № 22, располагавшейся в бывшем особняке фабриканта Полушина на улице Дзержинского (сейчас здесь - филиал «научки»). Именно здесь, в школьном драмкружке, у него впервые проклюнулись «семена театральности», пробудились природные импульсы «театрального инстинкта», и он на всю жизнь заболел театром. «Причем, - вспоминает Алексей Петрович, - я выступал не в тюзовских ролях, а играл Самозванца в отрывках из пушкинского «Бориса Годунова», Хлестакова в гоголевском «Ревизоре», Ломова в популярном водевиле Чехова, Шурку – одного из двух героев пьесы Малюгина «Старые друзья», который возвращался с фронта без руки к любимой девушке (между прочим, девушку играла будущая жена Алексея – Надя из 32-й женской школы. – А.Р.) . А я тогда - в четвертом послевоенном году – только заканчивал восьмой класс…». Кстати, его партнером по школьной сцене был будущий известный вратарь, футболист и тренер, первый президент клуба «Текстильщик» Юрий Александрович Трофимов (он играл Пимена в «Борисе Годунове», Городничего в «Ревизоре»…). Помимо школы, Алексей занимался в драматическом коллективе городского Дворца пионеров, где ещё одним его постоянным партнером был позднее хорошо известный ивановцам, близким к сфере культуры, Юрий Прокофьевич Беккер, недавно ушедший из жизни…
…Так начиналась «жизнь в театре» Алексея Петровича Шульпина - актера-любителя, будущего организатора театрального дела, историка и критика, свидетеля и участника театрального процесса в России второй половины ХХ – начала ХХI веков.
На истфиле Ивановского пединститута
…Но это будет потом. А пока, 1951-1955 годах, была учеба на историко-филологическом факультете Ивановского педагогического института. Учился Алексей Шульпин легко, без особого напряжения. Много времени посвящал разнообразным театральным начинаниям и развлечениям в кругу любителей искусств. Студенты с увлечением играли отрывки из «Бани» Маяковского, инсценировки чеховских рассказов и водевилей. Тогда в вузе из представителей разных курсов и факультетов сформировалась большая группа «свободных художников», в которую входил и Алексей. Они организовывали и проводили институтские вечера, готовили к ним отрывки из пьес, скетчи, концертные программы. Создавали агитбригады и разъезжали по деревням, в основном во времена осенних сельхозработ по уборке картофеля…
В обком комсомола привел случай
В 1955 году, после окончания вуза, буквально волей случая и судьбы Алексей Шульпин стал инструктором по культурно-массовой работе, а затем зам. зав. отделом пропаганды и агитации Ивановского обкома ВЛКСМ. Помог ему в этом при случайной встрече хорошо знакомый по общественной работе в пединституте бывший председатель профкома вуза, а тогда - секретарь горкома комсомола, в будущем – известный руководитель ивановского спорта Иван Николаевич Швецов. В обкоме неожиданно образовалась вакансия, и Швецов порекомендовал кандидатуру Шульпина, узнав, что тот заканчивает вуз. После собеседования и целевого распределения он был принят в обком. А затем были шесть лет комсомольской работы. Годы интересные и не совсем типичные для того времени…
Алексей активно участвовал (читай – был главным ответственным лицом) в подготовке (в Иванове это была целая эпопея), а затем и в проведении Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 году. В преддверии форума и некоторое время после него молодежи разрешалось многое из того, на что до этого события и вскоре после него было наложено табу.
На фото - сотрудники отдела пропаганды и агитации Ивановского обкома ВЛКСМ. Сидят (слева направо): инструкторы Алексей Шульпин, Вера Левина и секретарь обкома комсомола, заведующий отделом Ремир Лопаткин. Стоят: зам. зав. отдела Валентин Харин и руководитель лекторской группы Борис Бородин. 1959 г.
Постепенно и в обкоме комсомола Шульпин стал искать выходы своему театральному увлечению. Это проявилось в организации различных театрализованных праздников, в том числе – сельских, других мероприятий. И, наконец, он предложил организовать студию при Ивановском Большом драматическом театре:«Мне хотелось собрать увлеченных театром ровесников (многих я хорошо знал), разбросанных по разным драмкружкам, в один коллектив и всерьез заняться театральным делом…». Идею поддержали и в обкоме комсомола, и в областном управлении культуры. Действовали Алексей сотоварищи быстро: набор, прослушивание, несколько месяцев усиленных занятий техникой речи, сценическим движением, танцем, музыкой, актерским мастерством… Ребята собрались талантливые, но вмешалась проза жизни: иссякли деньги, прекратились занятия…
Регина Гринберг и создание Молодежного театра
А еще раньше Алексей Шульпин познакомился с выпускницей МГУ Региной Гринберг, которая наряду с преподаванием политэкономии вела драмколлектив в одном из ивановских техникумов. Они часто пересекались по театральным и обкомовским делам. И когда у студии Шульпина начались проблемы, Регина предложила вместе создавать на ее базе молодежный театр. Что было потом, ивановцам хорошо известно, об этом много написано. Театр гремел на всю страну, впоследствии стал лауреатом Всесоюзной премии Ленинского комсомола. Но начиналось в 1957 году всё именно так…
Алексей Шульпин (слева) в спектакле молодежного театра «Походный марш». 1958 г.
Алексей Шульпин участвовал в первой постановке «Походный марш» по пьесе А. Галича, играл вместе с новорожденным молодежным театром в Москве, на ВДНХ, вместе с его режиссером и актерами встречался с автором пьесы.
Вот, как он об этом вспоминает: «…Начали репетировать пьесу Галича «Походный марш». В ней было много действующих лиц, и можно было занять всю студию. Ее романтический стиль соответствовал нашему состоянию духа. К тому же в пьесе переплетались героико-поэтическая военная тема и тема строительства нового города — важнейшие мотивы советской молодежной драматургии тех лет. Весь сезон 1958-59 года мы играли этот спектакль еженедельно… На нашу с Региной Гринберг долю выпала увлекательная и труднейшая задача - строить коллектив, аналога которому в городе не было. Думаю, и в России того времени вряд ли можно было обнаружить нечто подобное. Это был по существу первый самостоятельный, самоуправляемый театральный коллектив, предвосхитивший театры-студии конца 80-х - начала 90-х годов… Все последующие попытки местного руководства прибрать театр к рукам не удались…» О театре Регины Гринберг А.П. Шульпин потом подробно напишет в своей книге «Молодежные театры России»…
Участники спектакля Молодежного театра «Походный марш» в Москве, на ВДНХ. Алексей Шульпин – пятый слева в верхнем ряду. Регина Гринберг – в центре. 1958 г.
А вот что об этом времени вспоминают Юрий Борисович и Маргарита Михайловна Разины: «Наши семьи практически всю жизнь рядом, общая дата бракосочетания (в разные годы, естественно): Леня свою дату всегда помнил и покупал Наде цветы, что было величайшей в то время удачей. А мы эту дату всегда забывали, и только Лёнин звонок из Москвы... Долгое время вместе праздновали дни рождения, Новый год, в выходные вместе с детьми ездили за город, встречались с художниками, артистами, приезжавшими в город интересными людьми…
Алексей Петрович был буквально «начинен» идеями, которые сам и реализовывал. Он автор блестящей идеи, которая дала Иванову мощный культурный заряд на многие годы вперед. При Большом драматическом театре была создана театральная студия, коллектив которой в дальнейшем стал основой Молодежного народного театра (главный режиссер все годы - Регина Михайловна Гринберг). Это было прекрасное время. Творческие поездки в Ленинград и Москву, где умудрялись не только встречаться с ведущими режиссерами того времени, но и просматривать весь репертуар ведущих театров двух столиц…
А встречи и совместная работа с поэтами Вознесенским, Окуджавой, Евтушенко, драматургом Володиным, которые приезжали в Иваново! А общение с великим скульптором Эрнстом Неизвестным, который оформлял спектакль Молодежного театра "Парабола" по произведениям Вознесенского!
И кто стоял у истоков? Алексей Петрович, Леня Шульпин, в то время работник обкома комсомола!
…Однажды он предложил отпуска проводить не в санаториях, а путешествовать на байдарках по рекам России. И сделал это. Приобрел байдарку, все оборудование, рассчитал маршруты и - несколько лет это был основной отпускной отдых, откуда возвращались с грибами, ягодами, свежей рыбой...
Леня, с юбилеем тебя от всей нашей семьи!».
Участники Ивановского областного семинара секретарей по пропаганде горкомов, райкомов ВЛКСМ. Алексей Шульпин – третий справа в очках. 50-е годы
Заместитель по искусству областного управления культуры
…Но вернемся в начало 60-х, когда произошел очередной поворот его судьбы. К Алексею давно присматривался и хорошо был знаком с ним и его начинаниями легендарный начальник Ивановского областного управления культуры Николай Васильевич Таганов. В 1961 году он предложил 28-летнему «комсомольскому функционеру» и театралу-любителю должность сразу своего заместителя по искусству. В ведение Шульпина попали учебные заведения культуры (музыкальное, художественное и культурно-просветительное училища), три областных театра и Кинешемский драматический. Конечно, по ряду понятных причин «подведомственные» поначалу встретили его скептически и настороженно. Авторитет пришлось завоевывать делами. Чтобы соответствовать коллегам, Алексей в эти годы заочно учился в ГИТИСе и успешно его закончил, а все дни месячных сессий жадно «глотал» лучшие спектакли московских театров. Тридцать спектаклей за сессию - такова была норма. Это тоже была хорошая школа. Постепенно отношения с руководством театров, учебных заведений, педагогами, актерами становились все более содержательными и взаимно полезными.
Алексей Шульпин (третий справа в верхнем ряду) на встрече ветеранов
Ивановского обкома комсомола. В центре - первый секретарь ОК ВЛКСМ
Адольф Георгиевич Демидов. 60-е годы
Москва: аспирантура в АОН, преподавание в ВКШ,
консультант ВТО (СТД), книги о театре, Институт искусствознания
…Но в 1967 году ивановский период жизни и работы Алексея Петровича Шульпина закончился. Он на три года поступил в очную аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС по кафедре литературы и искусства, успешно закончил её, защитил диссертацию и в 1970 году стал кандидатом искусствоведения. А потом были десять лет работы преподавателем эстетики Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ. Одновременно он стал внештатным консультантом Всесоюзного театрального общества (ВТО) по самодеятельным и любительским театрам, много ездил по народным театрам страны, написал множество статей для журналов «Театр», «Театральная жизнь» и ряд книг о них… «Больше всего меня привлекало в этой работе постоянное открытие новых имен - талантливых режиссеров, актеров, коллективов, развивавшихся по студийным путям. Я старался поддерживать с ними постоянные контакты…», - вспоминает А.П. Шульпин.
Книги о театре Алексея Петровича Шульпина
С 1980 года в течение более двух десятилетий эта работа была продолжена им уже в статусе старшего научного сотрудника отдела народной художественной культуры Государственного института искусствознания, одновременно - члена жюри ряда театральных фестивалей. И опять – книги, книги, книги, написанные им… Среди них – «Организация и творческая деятельность театров-студий», «Театр любителей. Последний парад», «Театральные опыты «Манекена», «Молодежные театры России», «Театральные каникулы: проблемы развития детского и юношеского театра», «Свой театр», «Театральная Одиссея режиссера Александра Гребенкина» и другие.
Алексей Петрович Шульпин на одном из театральных фестивалей. 2010 г.
Алексей Петрович до сих пор, несмотря на свой солидный возраст, продолжает дружбу и сотрудничество со многими российскими провинциальными театрами, возникшими на рубеже ХХ-ХХI веков. Он - настоящий признанный знаток любительских театров, развитие которых наблюдал на протяжении десятилетий…
Аркадий РОМАНОВ
Ивановские и московские друзья и коллеги, ветераны комсомола от всей души поздравляют Алексея Петровича ШУЛЬПИНА со славным 90-летним юбилеем и желают ему крепкого здоровья, бодрости духа, оптимизма, такой же внутренней энергии и еще многих лет жизни на радость всем! Многая лета!
В числе тех, кто шлет юбиляру самые искренние поздравления и теплые пожелания, - Р.А. Лопаткин, Г.А. Михайлов, Е.А. Фролов, З.П. Смолина, Ю.Б. Разин, М.М. Разина, С.Д. Буханова и многие другие.
Фото из личных архивов Р.А. Лопаткина, Ю.Б. Разина, А.А. Ромодановской