Зигзаги судьбы
… Для нас, детей, Дворец пионеров в полной мере соответствовал своему названию. Палехские росписи, красиво со вкусом оформленные интерьеры, зимний сад, прекрасный зрительный зал со сценой и закулисными помещениями, тематически оформленные комнаты для занятий художественным и техническим творчеством.
Но вот 22 июня 1941 года грянула Великая Отечественная война и круто изменила жизнь и судьбы многих поколений. С вечера город погружался во тьму, «андреевскими крестами» из газетной бумаги забелели окна зданий. А уже в июле начали бомбить Москву. Вот тогда к нам из столицы и приехал мой двоюродный брат Володя Таничев. Он был немного старше меня и буквально бредил театром. Немудрено, что он вскоре оказался в драматическом кружке Дворца и меня заманил туда.
Явившись первого сентября в школу № 32, мы обнаружили, что там разместился госпиталь. Школьные занятия проводились в бомбоубежищах, на квартирах учеников и даже во Дворце пионеров, который стал для нас вообще вторым домом, небольшим теплым островком в окружающей нас действительности.
Наши спектакли шли с большим успехом. Зрителями были школьники города и их родители. Помню даже большую афишу, которая висела на трансформаторной будке возле краеведческого музея. Некоторые спектакли были платными. В дальнейшем стали организовываться и концертные бригады, в которых принимали участие все творческие коллективы Дворца. Выступали мы перед ранеными в госпиталях, а также в пионерских лагерях, которые организовывались в пустовавших домах отдыха и на физкультурных базах. Ставили мы «Хирургию» по Чехову, скетчи на военно-патриотические и другие темы. Мы понимали, что делаем нужное дело и потому-то относились к этой работе очень серьезно. Пришло время и на войну ушли сначала наши старшие кружковцы Юра Пименов, Володя Александровский, а потом брат мой Володя Таничев, который, как и многие, погиб, защищая Родину.
Вспоминаю наших девушек – Тоню Рыбакову, Женю Несслер, Тамару Солодовникову. Это они в конце 1943 года, после окончания десятого класса, поехали в Москву поступать в театральные училища. Мы, конечно, завидовали им белой завистью. И вдруг звонок из Москвы: «Олежка, приезжай, мальчишек берут и после девятого класса». Родители особо не возражали: «Решай сам». И вот, как и наши девушки, едем на третьей полке в Москву. Тогда заявления подавали сразу в три учебных заведения, в том числе в только что организованную школу-студию МХАТ. Наш набор был первым. Да, мы дошли до третьего тура, но, увы, никто из нас не прошел. Однако у нас были запасные варианты. Я и Женя Несслер были приняты в театральное училище им. М.С. Щепкина при Малом театре. Училище я закончил в 1947 году, получив диплом с отличием. Каждому из выпускников подарили по памятной книге, где наши педагоги написали свои напутствия. Вот что написала на книге, подаренной мне, председатель государственной экзаменационной комиссии, народная артистка СССР Е.Д. Турчанинова: «У Вас есть талант, берегите его, растите его». А народная артистка РСФСР Е.П. Велихова оставила такую надпись: «Желаю большой удачи, наверное, скоро встретимся в работе».
Но оказалось, что театр – не судьба.
Хотя, как бы ни складывались судьбы драмкружковцев, считаю, что Дворец оставил в жизни каждого из нас след. Он приобщил нас к духовным ценностям, к культуре, к творческому добросовестному труду, привил нам чувство коллективизма, он сдружил нас, своих воспитанников, до конца жизни.
Дом, где зажигаются сердца. Иваново, издатель Епишева О.В., 2009, ISBN 978-5-904004-13-2.
Составители: А.Г. Любимова, Т.А. Круглова, В.Е. Сердюк