Как пишется комсомольская биография?
«Ленинец», 23 марта 1980 г.
- Поручение ради галочки
- Мандат на доверие
- «Зеленый свет» эксперименту!
«И долг, и почетная обязанность» – так называлась статья первого секретаря Советского райкома А. Мелентьева (см. «Ленинец» за 4 марта). В ней речь шла об общественных поручениях юношей и девушек, умении правильно их распределить. Сегодня разговор продолжает первый секретарь Ивановского райкома комсомола И. Калмыкова.
Согласна с автором: увлекаясь порой количеством поручений, мы не всегда глубоко вникаем, как они выполняются, как влияют на формирование сознания, навыков общественной жизни. Есть и в нашей районной комсомольской организации случаи формального подхода к вопросам коммунистического воспитания молодежи. Возьмем для примера Богданихскую среднюю школу. Пять процентов комсомольцев не имеют здесь поручений. Даже те школьники, у кого они все же есть, слабо участвуют в жизни организации.
Такие факты встречаются, к сожалению, и в ряде других организаций. Но, акцентируя внимание на школе, хочу подчеркнуть: именно здесь начинается комсомольская биография. Первое собрание, первое поручение… Какими они покажутся ребятам? Если формальными, ради «галочки», когда отвечать заставляют, скажем, за сохранность обуви (?!), у парня или девушки надолго отпадает охота применить свои силы и знания на практике. Тем более, такие «общественные обязанности», как правило, никто не контролирует.
Значит, быть «стороннему наблюдателю» или нет, зависит от комитета? Именно так. такая позиция вырабатывается, когда комитет комсомола «везде сам», когда просто не желает выяснить интересы и склонности комсомольцев, привить им вкус к общественной работе.
В комсомольской организации школы №11 поселка Лежнево комитет ВЛКСМ, прежде чем дать общественное поручение, совместно с преподавателями учитывает активность, познавательные интересы, возрастные особенности молодежи.
Большое значение имеет вопрос, как дать поручение? Можно просто обязать, взвалить нагрузку на комсомольца. Тогда начинаются вопросы: «А почему мне?»
Ну, а если суметь убедить, что общественное поручение – это мандат на доверие? Подчеркнуть это торжественной обстановкой на бюро райкома комсомола или на общешкольном собрании, как это практикует комитет комсомола той же 110-й школы.
Кстати, в этой школе сегодня выработалась система работы по повышению активности молодежи. Каждый год поручения пересматривают, вносят в них коррективы. От простых общественных обязанностей к более сложным – таков здесь путь становления активистов.
Хорошей школой молодых кадров стал Кохомский городской комсомольский штаб. На его счету работа с активом, связь между школами, массовые мероприятия. Отсюда поступают в первички методические рекомендации по проведению собраний, тематических вечеров, викторин. Из рядов комсомольского городского штаба вышли секретарь прядильного производства ХБК М. Борзова, школы №5 Л. Турукина, методист Дома пионеров Л. Вокурина. Многие штабисты продолжают общественную работу в вузах. Многие штабисты продолжают общественную работу в вузах. Так, студент химико-технологического института Н. Кокурин – член комитета ВЛКСМ.
Но не надо понимать общественную активность в узком смысле слова – хорошо или плохо выполняют ребята поручения комитета ВЛКСМ. А как, например, участвует юноша или девушка в жизни профсоюзной организации? У нас есть хорошие примеры, в частности, на кохомском заводе «Строммашина», когда молодые депутаты отчитываются перед комсомольцами о своей работе. Но опыт еще не получил широкого распространения. А жаль. В районе 278 юношей и девушек избраны депутатами местных Советов, более 400 – в профсоюзные органы, 200 комсомольцев участвуют в органах народного контроля. Какая сила! Какая школа воспитания общественной активности!
В основе всей работы с поручениями лежит прежде всего индивидуальный подход. Если комитеты ВЛКСМ сумеют помочь одним, направят общественную работу других, обобщат опыт третьих – выиграет организация, повысится ее боевитость. Но это не значит, что мы недооцениваем роль групповых поручений. Так, на Кохомском ХБК комсомольские организации производств шефствуют над улицами города, носящими имена героев революции, войны, труда. Особенно хорошо используют групповые общественные поручения в школах. Ежегодно каждая комсомольская группа, каждый пионерский отряд получают задания от комитета ВЛКСМ и совета дружины.
Однако групповые поручения нельзя, на наш взгляд, пока и переоценивать. Ведь обязательно кто-то останется в стороне от дел. Поэтому, прежде чем дальше развивать эту форму работы, необходимо повысить роль первичек, ввести в практику их работы контроль за исполнением. Периодический, системный.