Нажав на эту кнопку, Вы можете высказать Ваши пожелания, советы, мысли по поводу содержательного наполнения сайта

  • Главная
  • Новости
  • Молодежь сегодня
  • История
  • Структура
  • Персоналии
  • Точка зрения
  • Как это было
  • Областная молодежная газета «Ленинец»
  • Стройотряды
  • Учащаяся молодежь
  • Студенческая молодежь
  • Молодежь на производстве
  • Творческая молодежь
  • Военно-патриотическое воспитание и спорт
  • БММТ «Спутник»
  • Пионерия
  • Споёмте, друзья!
  • Библиография
  • Комсомолу – 95 лет
  • Комсомолу – 100 лет
  • Комсомолу - 105 лет
  • Поиск
Главная → Творческая молодежь → Трио «Меридиан»

Надежда Лукашевич: "Плясать гопака на сцене не собираемся"

31.03.2020

Наверное, нет в нашей стране человека, никогда не слышавшего песню "Прекрасное далеко" в исполнении трио "Меридиан". Их помнят и любят люди самых разных поколений, а совсем скоро в Ивановской филармонии состоится концерт, посвященный 45-­летию легендарного коллектива. В преддверии его Надежда Лукашевич – бессменный голос трио – поделилась с читателями "Ивановской газеты" воспоминаниями о былом и размышлениями о настоящем.

 Название родилось из любви к зарубежным песням

Википедия гласит, что вы начинали 45 лет назад как "студенческий коллектив из города Иваново". Точка. Давайте восполним этот пробел и вспомним, как начинался "Меридиан", о его первых шагах... 

Подпись фото: "Меридиан" сотрудничал с ведущими советскими композиторами

Как музыкальный студенческий коллектив химико-технологического института мы по инициативе нашего основателя (и на тот момент тоже студента) Владимира Ситанова собрались перед студенческой весной 1975 года. С Николаем Сметаниным они были знакомы еще с армейских времен, а меня где-то услышали, им понравилось, как я пою, и пригласили на роль вокалистки.

Справка. Надежда Лукашевич – заслуженная артистка, советская и российская певица, солистка трио "Меридиан", актриса. Лауреат 1-й премии Всесоюзного конкурса молодых исполнителей советской песни, лауреат премии Ленинского комсомола.

Первая наша репетиция была не где-нибудь, а в подвале "банки" химинститута. Там прекрасная акустика. И уже через две недели мы выступили на сцене, где заняли первое место. После этого неожиданно для нас самих мы оказались в эпицентре внимания и любви: участие во всесоюзных конкурсах самодеятельности, съемки для столичного телевидения, представители которого приезжали прямо в Иваново. Мы, признаться, были всем этим несколько озадачены и ошарашены, ибо никогда не помышляли о выходе на профессиональный уровень. И тем не менее уже в 1978 году поступило приглашение от худрука Ивановской филармонии Евгения Павловича Иванова, которое мы приняли… с большими сомнениями: у всех троих были другие планы.

Кстати, а кто придумал такое поэтичное название коллективу?

Над этим мы долго не заморачивались. Просто нам было очень интересно исполнять зарубежные песни: на испанском, английском, немецком и других языках… И, чтобы подчеркнуть нашу "многоязычность", мы, не мучаясь, назвались "Меридиан" (ведь на всех параллелях меридиана звучат разные языки). 

Второго такого коллектива в СССР не было

Насколько я знаю, вы много сотрудничали с ведущими композиторами СССР, в том числе с Микаэлом Таривердиевым...  

Мы много выступали на престижных площадках страны, пели в Центральном доме актера, нами интересовались композиторы. Оглядываясь назад, думаю, что секрет нашей популярности заключался в том, что второго такого коллектива, как мы, в СССР не было. Мы были необычными. Задевали за живое своей искренностью. Что-то было такое волшебное в нашем пении, в аранжировках, которые делал Николай Сметанин.

Первым композитором, с которым мы начали сотрудничать, стал народный артист РСФСР Александр Флярковский. Очень интересный автор. Услышав нас, он сразу проявил к нам неподдельный интерес и включил в свои концерты. Кстати, именно с ним состоялись наши первые записи на радио – "Барыня-речка", к примеру. На мой взгляд, это совершенно уникальная песня, которую Николай аранжировал так, что Флярковский был удивлен и восхищен.

С ним-то мы и отправились в Ташкент, на дни Союза композиторов в Узбекистане. И там случилась еще одна судьбоносная встреча: оперный певец Сергей Яковенко познакомил нас с Микаэлом Леоновичем. Мы спели Таривердиеву всё, что знали (а это было очень много), но прежде всего его потрясли неимоверной быстротой и чистотой исполнения "Попутной песни" Глинки. Таривердиев остался в восторге и сразу сказал, что будет с нами работать. Так и вышло, что с осени 1980 года мы стали приезжать в столицу и заниматься с ним. Таривердиев сразу дал нам в репертуар нигде и никем не спетый цикл на стихи Андрея Вознесенского "Запомни этот миг". Чуть позднее мы записали пластинку с известными песнями Таривердиева, в том числе "Сонеты Шекспира". И это уже начиналась всесоюзная слава…

Ваши пластинки выходили на "Мелодии" миллионными тиражами. Поклонники не одолевали? Я как-то слышал историю, что в Челябинске зрители даже разгромили вдребезги актовый зал местного политехнического института.

Славу, конечно, ощущали… Но так как мы – во всяком случае лично я – не очень любили общаться ни с поклонниками, ни с поклонницами на концертах, то мы этой славой не особо пользовались... Допустим, Ротару и Пугачёва специально создавали фэн-клубы, приваживали фанатов. Нам это было неинтересно. Мы жили только творчеством. Наверное, вы будете смеяться, но мы даже никогда не работали за гонорары в конвертах, как это делали  все. Мы были абсолютно наивными советскими людьми. И жили абсолютно честно. А насчет Челябинска… да, была такая история.

Не вписались в формат кожаных косух с цепями

Вы ведь были регулярными участниками программы "Песня года" на протяжении многих лет. Что случилось? Почему в один момент вы исчезли из телеротации?

Первый раз мы выступали на "Песне года", если не ошибаюсь, в 1981 году… Благодаря этой программе слушатель узнал и полюбил такие композиции, как "Люблю", "Твой голос", "Любовь, не покидай меня", "Романс морских офицеров" и, разумеется, "Прекрасное далеко".

С "Прекрасным далеко" вообще довольно смешная история вышла. С 1985-го песня звучала "из каждого утюга", по всем радиостанциям, нередко предваряя выступления центральных лиц государства. Но… то самое далеко наступило неожиданно. В 1991 году, как карточный домик, рухнул Советский Союз. И оказалось, что новому времени нужна новая музыка. Желательно петь в кожаных косухах, с цепями и ирокезами и, разумеется, на остросоциальные темы. Мы в этот формат ну никак не вписывались.

На телевидении тоже всё стремительно менялось. "Песня года" в одночасье стала абсолютно коррумпированной программой. Грубо говоря, туда мог прийти дворник без слуха и голоса, но если у него было много денег и он платил – выступал, как лучший артист года… Деньги стали главной ценностью. А нам было нечем платить, да и противоречило это нашим наивным представлениям о чести и достоинстве. И поэтому с телеэкранов мы стали постепенно исчезать. Бесплатно мы еще играли во всяческих "огоньках", творческих вечерах, но "Песня года" закрылась для нас окончательно.

А в 1999 году скоропостижно и неожиданно для нас ушел из жизни основатель "Меридиана" Владимир Ситанов. Он слишком близко принимал ситуацию с тем, что трио уже не в топах страны… Его уход просто вышиб почву из-под ног, но мы решили не распускать коллектив – в память о Володе. Для него "Меридиан" был делом всей жизни…

Подпись фото: Сегодня в составе трио поет Алексей Подшивалов

Чем живет "Меридиан" сегодня? Что услышит публика, которая придет на ваш концерт?

Просто лучшее. Тем более что в силу личных причин у нас был перерыв в концертной деятельности, поэтому мы просто собираемся порадовать поклонников их любимыми песнями. Предупреждаю сразу: радикальных перемен от нас ждать не стоит – гопак мы плясать на концерте не собираемся!

«Ивановская газета», 17.03.2020

←
Душа 80-х

→
«У комсомола был нюх на таланты»

Вернуться ↑

© 2013-2023 ivkomsomol@mail.ru
О проекте | Новое на сайте
Создание сайта: Электронный офис