К 100-летию пионерии
26.04.2022
«Ребята с детства осознавали, что значит быть нужным и значимым». Из воспоминаний Хрупачевой Т.Ф.
Хрупачева Татьяна Федоровна, 1942 года рождения. После окончания в 1963 г. Ивановского педагогического института работала в сельской школе учителем и одновременно старшей пионерской вожатой. Потом – вожатой в школе №30 г. Иванова и внештатным инструктором Фрунзенского райкома комсомола. С 1966 г. по 1975 г. работала в Отделе учащейся молодежи и пионеров Ивановского обкома ВЛКСМ, где прошла путь от инструктора до заведующей отделом. Далее до 1986 г. - на партийной работе, а до 2010 г. – в органах исполнительной власти. Награждена правительственными наградами – медалью «За трудовую доблесть», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, а также серебряным знаком « За заслуги перед городом».
- Деятельность пионерских организаций в послевоенное десятилетие характеризовалась проведением массовых форм работы. Стали проводиться районные и областные соревнования и слеты пионеров.
В Ивановской области было открыто много домов пионеров, детских секторов, профсоюзных клубов, спортивных школ и экскурсионная турстанция. Все это способствовало развитию деятельности пионеров.
В 1948 году, в честь 30-летия ВЛКСМ, в Кинешемском палаточном лагере был проведен первый областной слет пионеров. В 1949 году состоялся областной слет пионеров в Иванове, а с 1952 года ежегодные слеты проводились в местечке Бор, под Шуей.
Право участия в слете предоставлялось тем ребятам, которые проводили подобные мероприятия на местах. Это послужило серьезной организационной силой: в 1956 году в районных слетах уже участвовало 82 % дружин семилетних и средних школ.
Программа областных и районных мероприятий строилась на интересных и практических делах из всех разделов пионерской жизни, на участии каждого пионера в самых различных соревнованиях.
Вот программа одного из таких слетов:
-
Парад, поднятие флага, оборудование самого лагеря.
-
Олимпиада юных туристов, физкультурников, моряков.
-
Смотр художественной самодеятельности.
-
Соревнование смекалистых.
-
Общественно-полезная работа в колхозах. Обмен опытом.
-
Костры дружбы, задания участникам слета.
-
Экскурсии на предприятия и историко-революционные места г. Иваново.
-
Смотр выставки работ пионеров и умельцев клубов.
-
Закрытие слета, парад, костер. Награждение, спуск флага.
Так из года в год изменялось и дополнялось «Положение» об областном слете. Позднее в программы были включены политехнические олимпиады, работы кролиководов, птицеводов, изучение текстильного производства.
Некоторые молодежные руководители не верили в то, что пионеры сами могут стать организаторами интересных и полезных дел в дружинах. Слеты служили хорошей школой для самих пионерских работников и актива, увидевших, какие дела можно проводить в отрядах и дружинах.
Влияние слетов на жизнь пионерских дружин усиливалась еще и потому, что каждый его участник получал от штаба два задания: одно обязательное – рассказать о слете в отряде и дружине, а второе индивидуальное, с учетом склонности каждого пионера.
Очень многие участники слета, получив задание, стали руководить различными кружками в отрядах, дружинах. Являлись как бы пионерскими инструкторами. Они готовили морзистов, затейников и т.д.
Ежегодно на слетах получали зарядку 5-7 тысяч пионерских активистов. Здесь устанавливались хорошие традиции: охрана и отдача почестей пионерским знаменам, коллективная работа на колхозных полях, строительство различных сооружений – географических площадок, птичников, телефонных станций, яркие костры и незабываемые встречи с людьми.
В подготовке и проведении дружинных, районных, городских и областных слетов были объединены усилия учителей и директоров школ, органов образования, работников внешкольных учреждений, профсоюзов, комитетов ДОСААФ и общества Красного Креста. Активное участие принимали комсомольские и партийные организации.
И, пожалуй, главный вывод. Участие в слетах вырабатывало у детей чувство коллективизма, умение дружить, общаться со сверстниками и старшими товарищами, вовлекало их в общественно – полезный труд. Ребята с детства осознавали, что значит быть нужным и значимым.