Подчинить себе моду
«Ленинец», 11 мая 1988 года
Что такое мода, все мы знаем давно. Господствующая в данный момент, в данном обществе совокупность вкусов, взглядов, привычек. Это касается не только одежды. Но к моде в одежде отношение особенно неспокойное. А уж по поводу молодежной моды просто страсти кипят.
Проведенный недавно в Иванове I Всесоюзный фестиваль молодежной моды вызвал оживленнейший интерес молодых жителей Иванова и других городов страны. В дни фестиваля областная газета «Ленинец» опубликовала анкету, разработанную отделом рабочей и сельской молодежи ЦК ВЛКСМ. Цель анкетирования – изучение удовлетворенности молодежи в модной одежде.
На анкету ответили 187 человек в возрасте от 14 до 34 лет. Из них: подростки от 14 до 17 лет (70 анкет) – 37,5%, молодые люди 18-20 лет (69 анкет) – 37%, 21-34 года (48 анкет) – 23,5%.
Вопросы моды, в основном, волнуют девушек, их большинство во всех возрастных группах – 91, 94, 85 процентов соответственно. Мужчин совсем немного – всего 13 анкет, но следует отметить, что если их волнуют вопросы моды, то очень серьезно. Анкеты говорят о яркой индивидуальности, собственном мнении, предложениях, касающихся различных аспектов проблемы обеспечения модными товарами.
На вопросы ответили, в основном, жители областного центра. Досадно, что ни одного молодого человека, работающего в сельском хозяйстве, предложенная «Ленинцем» анкета не заинтересовала. Не ясно пока, что стоит за этим. Но вряд ли – безразличие.
Независимо от различия возраста, пола, социального положения вопросы соответствия моде интересуют практически всех. Считают необязательным следовать требованиям моды всего 13 человек. Остальные 92 процента одобряют стремление молодежи модно одеваться либо категорически, либо с некоторым оттенком сомнений и раздумий.
Называя источник получения информации о модных направлениях, о том, что же считать модной одеждой, мнения расходятся. Для подростков более авторитетно мнение товарищей, 27 процентов считают модным то, что носит большинство. С возрастом появляется стремление к подчеркнутой индивидуальности. Оглядываются на большинство уже только 16 и 14 процентов молодых людей (по возрастным группам соответственно), а считают модным то, что носят пока только немногие, 35 процентов молодежи 18 лет и старше. С возрастом развивается стремление к информированности, возрастает авторитет специалистов в вопросах моды. Сведения из журналов, показов мод черпают 34 процента подростков, 43 процента – 18—20-летних и 52 процента молодых людей в возрасте свыше 21 года. Во всех группах есть стремление оглянуться на те «рекомендации», которые предлагают фарцовщики и спекулянты, особо их влиянию подвержены подростки – 21 процент. Истинные показатели качества одежды, такие как социально-эстетические, эргономические, в своих требованиях к модной одежде подчеркивают только единицы (в 5 анкетах).
Изучение ответов на следующие вопросы анкеты позволяет провести обзор конъюнктуры и спроса, показывает, что формирование гардероба молодого человека (особенно подростков – 60 процентов) происходит, в основном, за счет товаров «самошвейного» производства, подчеркивает острую необходимость учета предложений и вкусов молодежи как на стадии производства изделий легкой промышленности, так и на стадии их реализации. Остается актуальным расширение ассортиментных групп и создание новых видов одежды для молодежи, ориентация промышленного производства на расширение ассортимента единичных оригинальных изделий.
Вот как выглядят ответы на вопрос «Где и как вы обычно приобретаете модную одежду?» Возможностями родного города удовлетворяются 41 процент подростков, 32 процента молодежи 18–20 лет, 23 процента молодых людей в старшей возрастной группе (21-34 года). В ряде анкет подчеркнуто, что в ответе на этот вопрос они положительно оценивают работу только службы быта (ателье). Одежду в других городах находят 21, 36, 38 процентов молодежи (по возрастным группам). Активную позицию в удовлетворении себя модной одеждой занимают 35-44 процента молодежи – шьют сами. Следовательно, необходимы меры для повышения уровня профессиональной информированности молодых людей – через организацию демонстраций моделей, через систему лекций и консультаций, организацию кружков кройки и шитья, продуманных публикаций по вопросам моды, моделирования, конструирования и другие разнообразные формы образования. К этой работе более широко следует привлекать профессиональный дом моделей одежды, службу быта, студенческий дом моделей ИвТИ. Какую позицию в этом вопросе займет Центр молодежной моды, организации которого давно ждут в Иванове?
Продукция кооперативов авторитета еще не заслужила, ею удовлетворяют свои запросы только 10 процентов молодежи, зависимость от импорта показана в 19-38 процентах анкет.
Как выглядит ситуация с обеспечением молодежи одеждой промышленного производства (т.к. именно она реализуется через государственные магазины), оцениваем по ответу на вопрос «Можно ли в магазинах города приобрести модную одежду?» Ответ «Да, очень часто» – в 2 анкетах, ответ «Можно, но очень трудно» – 59, 48, 58 процентов (по возрастным группам), ответ «Невозможно» в 16-27 процентах анкет. Кстати говоря, возможности других городов молодежь оценивает более оптимистично: 21-38 процентов молодежи приобретают модные товары в Москве, Ленинграде, Риге, Минске, Калининграде.
Магазин «Юность», открытый в Иванове для реализации изделий молодежного ассортимента, судя по результатам анкетирования, не удовлетворяет большинство юношей и девушек. В нем покупают одежду, подчеркивая «иногда», не более 30 процентов молодежи. Отмечают, что нечего купить – до 28 процентов участников анкетирования. Есть отзывы даже обидные: «просто в городе добавлена одна торговая точка», «неловкая попытка выдать вещи в модном свете» и др.
Как ни в одном из других вопросов, разделились мнения в оценке продукции кооперативов. Считают, что она лучше государственной – 41 процент молодёжи, отрицательно к продукции кооперативов относятся 20, 19, 35 процентов молодых людей различных возрастов. Дополнительно в анкетах отмечается плохое качество продукции, то, что она рассчитана на неприемлемо малый срок службы. В некоторых анкетах оценки довольно резки: «подделка под зарубежные фирмы, один глянец, кустарщина, рвачество, спекуляция в государственном масштабе». В ряде анкет – недовольство по поводу непомерно высоких цен на продукцию кооперативов.
Ответ на вопрос об удовлетворенности потребности в модных товарах выглядит так: «Определенно да» – отвечают единицы (всего 7 анкет). Считают их частично удовлетворенными – 54, 59 и 29 процентов и неудовлетворенными – 40. 35, 52 процента (по возрастным группам).
19 процентов анкетируемых не ответили на вопрос о причинах неудовлетворения потребностей молодежи в модных товарах. Что стоит за этим – нежелание задуматься или высказать свое мнение? В ряде анкет существующее положение объясняется комплексом причин. Подростки, в основном, объясняют неблагополучие тем, что люди, от которых зависит выпуск модных товаров, исходят из собственных вкусов, а к мнению молодежи не прислушиваются – в 33 процентах анкет. Но удастся ли решить проблемы, если реализовать девиз «Одежда для молодежи – руками молодых?» Может быть, выход из положения в организации молодежных, студенческих кооперативов, объединений, центров молодежной моды? Молодежь от 18 лет считает, что причина в отсталости технической базы и технологии производства модных товаров – 38 и 65 процентов (по возрастным группам), промышленность и торговля материально не заинтересованы в молодежном ассортименте (22 и 27 процентов).
Интересны ответы на вопрос «Кто, по-вашему мнению, одевается наиболее модно?» Ответ – рабочие – встретился всего в 1 анкете. Распределение выделенных категорий таково: у подростков – фарцовщики и спекулянты (50%), студенты (41%), учащиеся техникумов, школ (70%). В возрастной группе 18-20 лет: студенты (57%) фарцовщики, спекулянты (46%), работники торговли и сферы обслуживания (29%). В возрастной группе 21 год и старше: студенты (60%), фарцовщики, спекулянты (58%), работники торговли (35%).
Последние несколько вопросов о материальной основе обеспечения молодежи модными товарами. Подростки, в основном, покупают одежду на родительские деньги – 84 процента, но в то же время и зарабатывают самостоятельно – 19 процентов, и подрабатывают – 19 процентов. Молодежь 18-20 лет тоже получает материальную помощь от родителей – 58 процентов, работает уже – 41 процент, подрабатывает – 22 процента. В возрастной группе от 21 года народ, в основном, «стоящий на своих ногах». Зарабатывают самостоятельно – 73 процента, но в то же время и помощь от родителей имеют 35 процентов. Независимо от средств, которые тратятся на модную одежду, молодежь считает, что современные цены на модные товары слишком высоки (77, 71, 88 процентов). То, что они доступны, считают люди помоложе: подростки – 24 процента, 18-20-летние – 22 процента. Готовы заплатить еще больше – 7 человек. Некоторые говорили, что согласны доплачивать за высокое качество.
Вопрос о сумме, истраченной на приобретение модных вещей, во многих анкетах остался без ответа. Надежной статистики он не имеет, но все-таки менее 100 рублей истратили 3-6 процентов, более 1000 рублей – 6-9 процентов. Есть анкеты, в которых 16-17-летние девушки подчеркивают свои «весьма нескромные запросы»: одежду покупают на родительские деньги, истратили за обозначенные сроки более 1500 рублей, готовы покупать модные товары и по более высоким ценам.
Интересно мнение, выраженное в анкете 16-летним школьником: необходимо вообще оздоровить атмосферу, создавшуюся вокруг модных вещей, спокойней относиться к дорогой одежде. Только тогда можно будет полностью предоставить моду искусству, а не «бизнесу» определенных лиц, только тогда можно будет удовлетворить потребности каждого в модных товарах.
Вот и следует, что мода сама по себе ничего не значит, если человек не умеет с ней обращаться. А это не сразу дается. Надо пробовать, искать, думать. Подчинить себе моду. Только тогда она будет органично связана с человеком, даст ему ощущение свободы и непринужденности.
Г. КОЛОТИЛОВА,
доцент кафедры конструирования
и технологии одежды ИвТИ.
Оргкомитет по проведению областного фестиваля молодежной моды продолжает конкурс-просмотр демонстраторов молодежной одежды.
Приглашаются девушки (рост 170–175 см, размер одежды 44—46) и юноши (175-185, 46-48). Второй тур конкурса состоится 13 мая в 16 часов в помещении областного Дворца культуры (бывшее здание театра музыкальной комедии).