Песнею, поэмою, трибуною…
«Ленинец», 11 февраля 1977 г.
- Добре, – «закругляет» наш разговор Галя. У нее сегодня «ивановский» день, сплошная беготня. Такой бывает раз в неделю, и день этот, признаться, не самый любимый.
Галя говорит – «ивановский» так, будто сама к Иванову никакого отношения не имеет. Будто не торопится каждое утро с проспекта Текстильщиков на остановку «кохомского» транспорта, будто не спешит затемно обратно…
Она говорит «ивановский» так, будто и не было многочисленных предложений работать в областном центре: приглашали и во Дворец пионеров и в районо – особенно после областного смотра ученических производственных бригад, который проходил на базе Кохомской школы-интерната. И помню-то Галю оттуда – в танцевальном кругу участников слета на любимой всеми «массовке», на заседании пресс-центра, и в борозде только что вспаханного мальчишками поля тоже помню… Слет прошел «на высоте» – и стараниями директора Кохомского Дома пионеров Галины Константиновны Годиной тоже. Тогда и посыпались предложения. Подумать – думала, а согласиться так и не согласилась.
- Привыкла, – так объясняет. Когда директором поставили, другое здание под Дом пионеров отдали. Год командовала ремонтом. Печное отопление многочисленными стендами замаскировала. А привычка стоять спиной к печке в зимний вечер осталась. Хотя о новоселье в Доме без печки мечтает страстно.
После того ремонта вот уже третий год занимается «своим» делом. «Свое» дело Галя понимает широко. Ее, например, удивляет, почему школьная учительница дочки, как и она, выпускница Ивановского педучилища, умеет, но стесняется играть на домре. Галя до сих пор играет. В Белоруссии, где несколько лет проработала после распределения, и на домре играла, и уроки физкультуры и пения давала. Кстати, оттуда, из Белоруссии, привезла это частое в своей речи, энергичное «добре».
- Добре, – «закруглила» тогда наш разговор Галя. – Встретимся на заседании штаба.
Городской штаб старшеклассников – это тоже ее дело. Руководство им она расценивает как рабочую необходимость.
… За несколько дней до заседания штаба я знала его членов не только по именам, знала их склонности, привычки и, если это не было секретом, даже мечты. Я знала, почему Вася Даргунов перестал быть завзятым «троечником» и чьим родителям больше всего понравился новогодний «огонек» – не по телевизору, а в штабе, возле замаскированной печки.
Мне была известна история о том, как в критический момент Вадим Шорыгин самостоятельно оформил в школе важный стенд, потому что научился этому в штабе. Была посвящена я и в историю переписки кохомских ребят с легендарным Маресьевым.
Марина Кубкова – очень авторитетный, немного громкий человек, Коля Кокурин – прежде всего «придумщик», Вася Даргунов кого угодно рассмешит, но всегда к месту; Лена Кочешкова – отзывчивая… Так рассказывали о своих друзьях по штабу Дима Родионов и Вадим Шорыгин, и было легко и приятно безошибочно угадать каждого из них, когда большой и дружный штаб расселся вокруг длинного стола заседаний, буквально заваленного папками, альбомами, письмами… их принесли с собой «не штабисты» – ребята из разных школ города, отвечающие за подготовку к Всесоюзному слету участников похода по местам героической славы нашего народа. Штаб принимал рапорты…
Поначалу разговор получался чересчур официальным. «Рапортующие» оперировали, как говорится, цифрами, фактами. Оля Артемьева, секретарь комитета комсомола школы №2, рассказывала, сколько конвертов с эмблемой «Красная гвоздика» они раздали по классам, о скольких художниках Кохомского хлопчатобумажного комбината «собрали материал» – и вдруг спохватилась: «Ой, да на уроках труда многие девчонки шили себе платья из ткани, рисунок которого создала самая лучшая художница ХБК, лауреат Государственной премии РСФСР Г.С. Григорян».
Вот тут-то все участники заседания штаба, утратив всякую официальность, потянулись к альбомам с образцами тканей, рисунки которых рождены кохомскими художниками. Пока Оля рассказывала, Сережа Работнин из той же школы открыл «свою» папку и бережно достал из нее комсомольский билет. Сразу видно – много лет ему. А принадлежал он Анне Кирилловне Чижовой, которая вступила в ряды комсомола в 1930 году, а в 1935 году стала членом комсомольской ячейки отделочной фабрики.
Еще Сергей показал всем папки с материалами, которые ребята собрали для школьного музея о кохомской типографии, созданной тоже в 30-е годы.
Таня Савичева из 8-б была участницей операции «Красная звезда». Вместе с одноклассниками зажигала она красные звезды на воротах домов участников Великой Отечественной войны. Особое внимание – семьям не вернувшихся…
На заседание штаба Таня принесла и сочинения ребят о ровесниках Октября – о тех людях, кого они хорошо знают и любят.
Много ребят из 2-й школы держали слово на заседании штаба. О своей дружбе с рабочими птицефабрики рассказывали, вспоминали, как писали историю села Дунилова… А потом передали «эстафетную палочку» красным следопытам из школы №5. Валера Власов, председатель школьного совета красных следопытов, перечислил сначала все трудовые дела комсомольцев школы – операции «Радость - людям», шефство над улицами своего микрорайона, положил на середину стола лучшие сочинения на тему «Люди несгибаемой ленинской гвардии», о городах-героях. Рассказал о незабываемой поездке в Белоруссию.
Очень гордятся ребята из школы №5 своим музеем. Еще – дружбой с ветеранами партии и Великой Отечественной войны. В последнее время красные следопыты школы собрали много новых материалов о защитниках Новороссийска – Оля Киселева рассказала, какой волнующей была в ее классе встреча с участниками обороны города-героя.
Школа носит имя Сергея Тюленина. Несколько лет ребята вели переписку с матерью героя-краснодонца, сейчас «вышли на связь» с музеем «Молодая гвардия». Есть в школьном музее стенды, посвященные учителям-фронтовикам.
В годы войны в помещении школы располагался военный госпиталь. Сначала красные следопыты разыскали его бывшего начальник С.П. Огурейкина. Он помог ребятам начать поиск людей, которые работали или лечились здесь. Об этом – другой стенд.
Предмет особой гордости ребят из пятой школы – личное письмо О. Варенцовой к бывшей учительнице школы. Письмо на заседание штаба не попало – ребята не могли отказать в запросе на это письмо Ивановскому краеведческому музею.
Штабисты внимательно слушают ребят. Каждому – вопрос: как используется собранный материал?
Ответа разные и подробные: об открытых уроках истории, об экскурсиях и ребятах-экскурсоводах, о вечерах трех поколений и сочинениях на основе увиденного в школьном музее. Жаль, что не в каждой школе, как, например, в 5-й, можно выставить на всеобщее обозрение все собранные материалы – нет помещения. В таких случаях они получают «движение» по классам…
Когда заседание штаба кончилось, никто не заторопился по домам. Листали альбомы, вспоминали недавнюю – в дни зимних каникул поездку – членов штаба по городам-героям. В общем, каждому было что рассказать. Но все чуть завистливо смотрели на двух девочек, которые упаковывали «хозяйство» своего музея: один из альбомов, принесенных ими на заседание штаба, рассказывал о переписке ребят из восьмилетней школы №6 с Героем Советского Союза Алексеем Маресьевым.
Дружба эта началась четыре года назад, с вежливого, но очень отчаянно-умоляющего письма мальчишек, с недоверия девчонок (не ответит, нечего по пустякам отвлекать!), с сумасшедшей радости, когда почтальон принес первый ответ. А потом были серьезные раздумья ребят из 7-б над фотографией двух мужчин, присланной в школу Маресьевым, – тех самых мальчишек, которые спасли ему жизнь. Сегодняшние семиклассники задумываются над «возрастом» подвига… Об этом и пишут своему старшему товарищу, Герою Советского Союза. А то, что им завидуют, к этому они относятся правильно. И терпеливо ждут, когда серьезные и почти взрослые люди – члены городского штаба старшеклассников – осторожно потрогают конверт с так знакомым им автографом.
…Уже затемно выходим с Галей на остановку автобуса. Говорим о разном, вроде даже о постороннем. Все боюсь забыть строчки, прочитанные в одном из многочисленных альбомов. Спохватилась: их же можно найти в каждом сборнике стихов Михаила Светлова: «Песнею, поэмою, трибуною, ничего от близких не тая, повторись опять, моя сумбурная, юность комсомольская моя». Ясно вспоминается областной слет ученических производственных бригад, костер дружбы – Галя дирижирует «сводным хором», все поют «Гренаду». Цепочка замыкается…
- Ну, добре, – говорит на прощание Галя, выходя из автобуса на проспекте Текстильщиков.
Ю. Малинина.