«Голоса из прекрасного далёка»
«Рабочий край», 16 апреля 2014 года
Вокальному трио «Меридиан», покорившему когда-то зрителя уникальным сияющим слиянием голосов, сочетанием гитарной музыки и проникновеных стихов, – сорок лет.
Сегодня в зале филармонии будет концерт – юбилейный, традиционный, и снова будут звучать песни... Накануне концерта мы встретились с Надеждой Лукашевич и Николаем Сметаниным – и поговорили с ними о феномене, называемом «Меридиан».
Каждый год «Меридиан» проводит в Иванове сольный концерт. Традиция эта сформировалась не сразу, примерно к 1985 году (напомним, что пик популярности трио пришелся на начало 80-х).
«В Иванове мы выступаем в основном раз в год, как бы с отчетным концертом – не считая небольших выступлений. У нас здесь всегда есть наши друзья и родные, наша публика», – говорит Николай Сметанин. Рассказывая о своей публике, участники трио подчеркивают: главное, что это люди нашего настроя души. «У нас нигде не было провалов. Мы – специфический коллектив, и в любом городе на наши концерты приходит специфическая публика – наша публика», – подчеркивает Надежда Лукашевич.
По возрасту это могут быть и наши ровесники, и сорокалетние, и дети. Но главное – это внутренний камертон, созвучный «Меридиану». А уж возраст и социальная принадлежность – дело десятое. Интересно, что на гастрольные концерты приходят люди, которые помнят «Меридиан» еще по выступлениям на телевидении в 80-х. И приносят для автографа пластинки трио – бережно сохраненные виниловые редкости (последний диск «Меридиана» вышел в 2001 году).
Сегодняшний концерт называется «Лучшие песни из прекрасного ДАЛЁКА». Идея – Надежды Лукашевич, видеоматериал для него готовит Иван Цыбин, режиссер Первого канала, он же будет вести концерт.
«ОНИ ПРИЕЗЖАЛИ И ПИЛИ МОЮ КРОВЬ»
С Микаэлом Таривердиевым, сыгравшим в судьбе ивановского трио определяющую роль, «Меридиан» познакомился в сентябре 1980 года в Ташкенте, куда они в составе большой делегации приехали на пленум Союза композиторов. Пленум всегда сопровождался большим концертом, а потом шли отдельные концерты всех композиторов по разным точкам. «Меридиан» был в команде Александра Флярковского, тогда он возглавлял Союз композиторов. Там, в Ташкенте, они подружились с солистом Большого театра Сергеем Яковенко, и он, слышавший трио на концерте Флярковского, предложил познакомить их с Таривердиевым: «Все-таки, мне кажется, вы больше его «клиенты».
Рассказывает Николай Сметанин: «Микаэл пригласил нас вечером в номер: «Сергей Яковенко сказал, что вы близки мне по духу, мне хотелось бы послушать». Компанию ему составил композитор Афанасьев, минут сорок мы попели. Оказалось, что у Таривердиева были на данный момент написаны два сложных цикла, для которых нужен был интеллектуальный исполнитель с хорошим вокалом. И Таривердиев услышал, что мы сможем его исполнить».
Он дал «Меридиану» два произведения, написанных для голоса и фортепиано, и предложил сделать свою аранжировку, назначив следующую встречу на октябрь, в его квартире. И с тех пор каждые выходные «Меридиан» проводил у него. Как любил выражаться Микаэл, «они приезжали каждую субботу и воскресенье и пили мою кровь».
Таривердиев никогда не вмешивался в аранжировки, однако большое внимание уделял фразировке: «Здесь у вас теряется смысл, надо бы сделать рельефнее». И объяснял, как важно выходить на сцену с полностью выученным произведением - не в смысле знания текста, а с прожитой, прочувствованной песней. «У вас и мозги, и сердце, и голос – все есть, поэтому с вас я буду спрашивать на всю катушку», – говорил Микаэл.
Завершающим аккордом этого сотрудничества стала запись диска-гиганта под названием «Трио «Меридиан» исполняет песни Микаэла Таривердиева». Что, конечно, для молодых артистов было мечтой!
«ПЕСНЯ ГОДА»
В 1980 году «Меридиан» завоевал первую премию на Всесоюзном конкурсе молодых исполнителей в Днепропетровске. После этого началась большая концертная жизнь трио. Микаэл Таривердиев привел «Меридиан» на художественный совет Центрального телевидения. Несколько песен выбрали для эфира. И в 1981 году «Меридиан» дебютировал в телефестивале «Песня года» с сонетом Шекспира «Люблю».
Эта передача выходила раз в два месяца, а под Новый год был финальный выпуск, куда попадали песни, набравшие определенное количество зрительских отзывов. И это, в общем-то, непривычное для советских людей произведение набрало огромное число откликов. «Письма на телевидение поступали мешками. Эти два мешка - ваши, говорили нам», – вспоминает Надежда Лукашевич.
И восемь лет подряд ивановское вокальное трио выходило в финал «Песни года», в 1983-м даже с двумя песнями, что позволялось лишь немногим исполнителям. Дело в том, что в этом году сразу две их песни получили фантастический отклик – «Твой голос» Микаэла Таривердиева и «Романс морских офицеров» Алексея Рыбникова.
«Исполнять этот романс из «Юноны и «Авось» мы начали в 1980-м, за год до премьеры оперы на сцене Ленкома – Марк Захаров поставил ее только в 1983-м. Оперу нигде не пропускали, ни в одном худсовете, требовали убрать церковные хоры, на что Рыбников не соглашался, – рассказывает Николай Сметанин. - С Алексеем Львовичем Рыбниковым мы познакомились в Союзе композиторов в Москве, и он нам подарил студийную запись с уже полностью готовой оперой: «Может быть, вы что-то для себя выберете». И мы выбрали две темы: тему Богоматери и «Ты меня никогда не забудешь», из слияния которых и родился этот концертный номер… Романс, который стал по-настоящему народным».
ТОЧКИ РОСТА
«Мы совершенствовались. Сначала студенческая, бардовская песня, философская лирика, потом сотрудничество с Таривердиевым. Мы становились все более профессиональными, – рассказывает Надежда Лукашевич. – Впрочем, если бы мы не были профессионалами, то Таривердиев нами бы и не заинтересовался: не скажу, что мы пришли к нему готовыми артистами, но в музыкальном плане были достаточно готовы для работы с ним. А человек он очень требовательный. Планка – исполнительская, артистическая – повышалась, Микаэл Леонович поднял ее еще выше. Мы стараемся ее не опускать».
Артистов звали переехать в Москву, обещали квартиры со временем, Надежду Лукашевич приглашали сниматься в кино (многие помнят ее роль в фильме «Торпедоносцы»). Но «Меридиан» остался верен Иванову...
ЛУКАШЕВИЧ – СМЕТАНИН – ПОДШИВАЛОВ
В ноябре 1999-го не стало Владимира Ситанова. Надежда Лукашевич и Николай Сметанин приняли решение продолжить его дело. Никакого специального «набора в трио» не объявлялось, исполнители приходили сами. Не так много, как можно было бы предположить: многих смущал высокий авторитет «Меридиана».
В середине декабря остановились на кандитатуре Алексея Подшивалова. Он закончил Московский институт культуры, играл в команде с Агутиным, кроме гитары хорошо владел саксофоном и кларнетом, что очень ценно, мог играть и петь прямо с листа. «Его саксофон расширил границы наших возможностей. Это человек, которому интересно с нами», – отмечает Надежда Лукашевич.
Конечно, новому участнику трио потребовалась некоторая «шлифовка» и в плане вокала, и по части гитары - требовалась манера игры, хотя бы чуть-чуть напоминавшая ситановскую. «Понятно, что Володю нам никто не заменит, – говорит Николай Сметанин. - Невозможно никого заменить – человек будет просто продолжать дело в меру своих возможностей».
СТИЛЬ «МЕРИДИАН»
Стиль «Меридиана»? Его определяли по-разному. Одно из определений – хор и оркестр «Меридиан». Это – и оригинальные аранжировки песен, это и звучание голосов – немедленно узнаваемое, чистое. Плюс особое гитарное сопровождение, которое подчеркивала гитара Володи Ситанова: «Необычность звучания, его битловская манера игры, которая создавала неповторимость», - говорит Надежда Лукашевич.
Однажды «Меридиан» гастролировал за рубежом, и один немецкий музыковед переезжал с трио из города в город, ходил на все концерты и ничего не говорил. И уже когда артисты уезжали, он приехал в аэропорт с букетом и сказал: «Я музыковед, привык все расставлять по полкам. Но я никак не мог понять, какой у вас стиль? Есть и классика, и элементы джаза, и интеллектуальная музыка, и народная песня… И я пришел к выводу, что этот сплав образует стиль «Меридиан». Никакого аналога нет, в этой нише вы одни-единственные».
Анна КОРАБЛЕВА