Об опыте совместной работы Вознесенской средней школы и совхоза «Родина» Савинского района по трудовой подготовке сельских школьников в свете реформы школы (1987 год)
Педагогический коллектив Вознесенской средней школы (директор В.В. Костерин) и производственный коллектив совхоза «Родина» (директор Е.А. Катилов), руководствуясь Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы, успешно решают вопросы трудовой подготовки учащихся, их включения в выполнение Продовольственной программы СССР.
Деловое сотрудничество школы и базового хозяйства основываются на комплексной программе, включающей различные направления и формы трудового воспитания, обучения, профориентации учащихся, предусматривающей совместные усилия учительского, производственного, ученического коллективов, общественности по воспитанию у подрастающего поколения стремления активно участвовать в подъеме сельскохозяйственного производства.
В настоящее время при активном участии совхоза «Родина» создана хорошая учебно-материальная база для трудовой подготовки учащихся. За ученической производственной бригадой закреплено 28 га земли (на 27 гектарах будет организован «зеленый конвейер» для откорма молодняка крупного рогатого скота), 7 тракторов различных марок, 8 единиц прицепного инвентаря, автобус, грузовая автомашина, построен гараж на 8 мест, навес для хранения прицепной техники, стационарный лагерь труда и отдыха, трактородром. За школой закреплен телятник в 70 голов, организовано 8 рабочих мест в ремонтной мастерской совхоза. Бригада работает круглогодично.
В соответствии с потребностями совхоза в рабочих кадрах массовых профессий учащиеся 9-10-х классов готовятся по двум профессиям: тракторист-машинист III класса, оператор машинного доения.
Профессиональную подготовку осуществляют учитель трудового обучения В.В. Костерин, специалист, выделенный совхозом в качестве мастера производственного обучения, Е.П. Коробкин, наставники из числа передовиков производства. Для профессионального обучения выделен один день (у 9 классов – суббота, 10 класса – четверг), и 6 часов, из них в среднем 2 часа на теоретические и 4 часа – на практические занятия.
В состав ученической производственной бригады входят учащиеся 6-7 классов в количестве 50 человек. Работой бригады руководят учитель биологии Людмила Васильевна Суханова и организатор производственного труда Лидия Ивановна Винокурова.
В бригаде созданы звенья животноводов, механизаторов, полеводов. Ребята старших классов взяли на полное обслуживание 70 голов молодняка крупного рогатого скота. Работа на телятнике проводится по двухсменному графику: утром – с 7.00 до 9.00, вечером – с 16.00 до 18.00. Ежедневно работает одно звено из 4 человек. Учащиеся проводят кормление, поение, уборку помещения. Юные животноводы в своей работе достигли хороших результатов, при полной сохранности поголовья. Среднесуточный привес составляет 696 граммов, что выше показателей по совхозу.
Учащиеся 6-7 классов будут проходить практику на своем телятнике в течение всего лета. Девочки старших классов будут работать самостоятельно доярками на молочно-товарной ферме деревни Аграфенино.
Одним из важных направлений в деятельности ученической производственной бригады является, опытническая, работа. Тематика опытов определяется специалистами базового хозяйства.
Учащиеся имеют возможность получить исчерпывающую информацию о современных профессиях сельскохозяйственного производства, о потребностях в них своего хозяйства, района, области, об учебных заведениях, готовящих кадры для села, в школьном зале профессиональной ориентации.
В 1986 году из 22 выпускников 10-х классов 3 человека остались работать в сельскохозяйственном производстве, 3 – поступили учиться в сельскохозяйственный техникум, 1 – в сельскохозяйственный институт, что составило 31,3% от числа выпускников.
Для школьников младшего и среднего звена организована работа на пришкольном учебно-опытном участке площадью около 3 га (заведующий – Л.В. Суханова).
Школьный участок – это лаборатория под открытым небом и значение ее в учебном процессе очень велико. Структурно участок разделен на отделы полевых и овощных культур, коллекционный (имеет коллекции по систематике растений, коллекции «Лекарственные растения», «Редкие и исчезающие растения»), дендрологический отдел. В 1987 году в школе значительно расширена площадь под плодово-ягодным садом, часть посадочного материала выращивается в питомнике, Около 40 кв.м отведено под участок начальных классов, где младшие школьники закладывают опыты, ведут наблюдения за развитием растений, осуществляют полный уход за культурами. Защищенный грунт – парники – служит для выращивания рассады, заканчивается строительство школьной зимней теплицы. Интересно и современно выглядит отдел цветочно-декоративных культур, перепланированный заново весной 1987 года. На участке заложена «Аллея выпускников», есть дарвиновская площадка.
При школе работает кроликоферма, ежегодно школьники выращивают около 30 голов кроликов. В данный момент кроликоферма закрыта на карантинную обработку помещений.
Учебно-опытный участок имеет хорошую материальную базу. Для занятий построен «зеленый класс», имеется помещение для хранения инструментов, на участке установлена емкость для подогрева воды, оборудован летний водопровод. В школьных мастерских изготовляются носилки, колышки, этикетки, производится ремонт инвентаря.
Ежегодно на учебно-опытном участке проводятся учебные и производственные опыты. По заданию специалистов совхоза «Родина» школьники выяснили влияние глубины заделки клубней картофеля сорта «Гатчинский» на урожай, и определили оптимальные для данного района агротехнические приемы посадки. Результаты опыта были перенесены на поля совхоза, что дало прибавку урожая на 50 ц/га.
Вся продукция со школьного участка передается в столовую школы и школьного интерната, сдается в аптеку лекарственное сырье пустырника на сумму 150 рублей, продается рассада и посадочный материал населению.
В школе проводится большая природоохранная работа, организуются циклы лекций «По заповедным тропам», «Ленинские принципы охраны природы», традиционными стали праздники «День урожая», «День птиц», конкурсы букетов, вечера «Лес – наше богатство», «Цветы – символ мира и дружбы».
Итоги опытнических работ, материалы коллекционного отдела широко используются на уроках биологии, во внеклассной работе.
ГАИО. Ф.П – 342. Оп. 38. Д. 212. Л. 70-74
←
О работе Шуйской городской комсомольской организации по трудовому воспитанию учащихся (1987 год)
→
О состоянии подготовки механизаторских кадров в сельских профтехучилищах (1987 год)