Не нашего ума?
«Ленинец», 18 марта 1989 г.
Из писем в редакцию
Хорошо валить вину на мертвого: он не ответит. А я – за Сталина. Вот бы сейчас надо Сталина, был бы порядок везде.
Что такое гласность? Я понимаю так: пиши, говори, а все бесполезно. А что такое перестройка? Это – когда одного чиновника пересадят в другое кресло и другой кабинет, т.е. если его снимут в одном месте – в другом поставят.
Сейчас бы надо сталинские времена, и не было бы бюрократов, взяточников и воров среди чиновников. Если раньше «За Родину, за Сталина» говорили, то сейчас – за кого?
В.С. Солодов.
г.Кохма.
А что мы могли знать тогда: только работа и работа, и работа. Мы, старушки, имеем трудовой стаж по 45-50 лет. А что мы получаем? Пенсию 60-70 рублей и живем в коммунальных клоповниках. Больше ничего не заработали ни при Сталине, ни при Брежневе. Хотя для меня все руководители хороши, только бы жить было полегче. Войны нет сорок четыре года, а мы, простой народ, тем более пенсионеры, не можем купить килограмм мяса.
Л.Г. Золотаревская.
г.Иваново.
Недавно я посмотрела спектакль «Дача Сталина» по пьесе В. Губарева. Этот спектакль оставил потрясающее впечатление. Как же мне было горько, когда пьеса еще не кончилась, а люди стали уходить с мест, хлопать стульями. Будь это простенькая тема, еще ладно. Но такая тема – тема Сталина, тема сотен тысяч невинных жертв! Мне лично хотелось финал спектакля смотреть стоя. Видимо, люди разучились думать, мыслить, а привыкли только развлекаться.
И. Мальцева.
г.Иваново.
Мне 21 года, замужем, дочери 8 месяцев., студентка ИСХИ, муж помощник машиниста. В перестройку верю, но в жизни ее не вижу.
Наконец-то пришло время здравых идей и здравого смысла! Все заметнее изменения, которые происходят в нашей жизни и образе мыслей. Все заметнее, как раздраженное «Что купить? Где достать?» вытесняется более гражданским «Как жить? Как работать? Кому доверять?»
Впрочем, мы с вами видим – не для всех желательно это время. На его пути до сих пор еще сохраняются баррикады с гордо водруженным знаменем сталинизма как в экономике, так и в духовной сфере.
Один из главных рубежей, отстаиваемый сегодня сталинистами, – историческая память. Какой она должна быть – достаточно четко сформулировала в своих «принципах» Нина Андреева, обрисовал на телеэкране Шеховцов, «протрубили» в своих экстремистских лозунгах боевики «Памяти»: безусловно, «стерильной», безусловно, несокрушимой.
Бравыми маршами звучит прошлое в письмах отдельных ветеранов: «Замечательно жили! И.В. Сталин всего себя отдал простому народу… Демократия была, вам и не снившаяся! Уж критиковали мы невзирая на лица, и любая трибуна предоставлялась! Все было поставлено для человека и ради человека… А ходили мы в кротовых, хорьковых, беличьих шубах, фильдеперсовых чулочках и лакированных туфельках…».
Оставим эти строки на совести и чести ленинградского автора письма в «Московские новости», тем более, что по самозабвенному тону видно, что он принадлежал к номенклатуре, взрощенной и прикормленной Сталиным.
Меня тревожит другое. Эти люди, «не поступаясь своими принципами», в любой попытке честного анализа прошлого, поиска полной и истинной правды с гневом усматривают очернительство социализма, покушение на его «святая святых».
Раньше по своей наивности считал, что на рецидивы сталинизма может «повезти» ЦТ и центральным газетам. Страсти бушуют только там. Однако ошибся. Из собственных наблюдений, бесед с комсомольскими работниками убедился, что консерватизм и косность мышления гораздо сильнее и чаще проявляются на периферии. Усиленные всепроникающим чинопочитанием, властью (а часто и самодурством!) чиновников разного ранга, плебейским «наше дело маленькое», страхом за все и вся, они по пути от центра к провинции охватывают все большую людскую массу. И там, в глубинке, это мышление является самым образцовым, а зачастую и наиболее удобным.
Вспоминаю свою последнюю командировку в Комсомольск. Там по инициативе второго секретаря райкома ВЛКСМ С. Цветкова и директора Дома культуры ИвГРЭС С.А. Сергеева была организована общественно-политическая трибуна (ОПТ) на тему «Внутренняя и внешняя политика СССР в 30-40-е годы». В споре сошлись «сторонники» и «противники» «великого перелома». Но прежде чем охарактеризовать ход дискуссии, поделюсь чисто внешними впечатлениями.
Во-первых, Дом культуры ИвГРЭС, где проходила ОПТ, расположен на улице Жданова. Несмотря на бурные события, развернувшиеся вокруг этого имени в других городах страны, в Комсомольске все тихо и спокойно. Как видно, местные органы не торопятся с переименованием. («Зачем? А вдруг еще все вернется? Уже было такое…»).
Во-вторых, в одном из окон лоджий дома по ул. Люлина был выставлен большой портрет «отца народов». Что это? Может быть, вызов происходящему очищению? Или стойкое убеждение, что во все века не было лучшего радетеля наших с вами интересов. Скорее всего, и то, и другое. К тому же, фотографический образ вождя красуется под стеклом на вахте городского техникума. А как же?! «Великий учитель» и сегодня должен быть с нами!
И третье, пожалуй, самое грустное наблюдение. Уж очень была заметна какая-то осторожность, я бы даже сказал, робость организаторов дискуссии. В городе, кроме двух куцых объявлений, я больше не увидел никакой информации о готовящемся мероприятии. Из путаных объяснений директора Дома культуры ИвГРЭС понял, что дискуссия на такую тему была, по меньшей мере, нежелательна.
Неуверенность организаторов подсказывала, что и в комсомольском вожаке, и в более зрелом директоре борются два начала. С одной стороны – стремление к исторической правде, к коллективному осмыслению прошлого, а с другой – боязнь: как это будет воспринято «наверху», одобрят ли? Ну, а «верх» в городе Комсомольске один – райком партии. Вот он – один из рецидивов сталинского мышления – страх (в наше-то время!), парализующий волю, сковывающий инициативу…
Знаю, что ОПТ была задумана давно, еще в сентябре прошлого года. Однако неопределенная позиция партийного руководства района (ни «да», ни «нет», а лишь косвенные намеки: «Подобные темы – не то, что сегодня требуется людям, а молодежи тем более») охладила социальный запал организаторов и в конечном итоге, я уверен, вынудила их «спустить все на тормозах». «Не надо лишнего шума, а уж тем более – последующего резонанса», – с такой начальной установкой они и выходили на трибуну.
Впрочем, я был бы не честен, сказав, что райком партии совсем остался в стороне. Нет! На ОПТ присутствовал заведующий отделом пропаганды РК КПСС Ю.И. Казаков. В своем коротком выступлении Юрий Иванович сказал очень верные слова о необходимости полной исторической правды, о честном познании наших ошибок.
Однако его выступление показалось мне больше личностным (спасибо ему за это!), чем официальным выражением позиции районного комитета партии. Во всяком случае, если бы это было не так, я думаю, райком партии сыграл бы более серьезную и весомую роль в подготовке и проведении подобного мероприятия.
Говорю это как коммунист, не для того, чтобы кинуть лишний камень в наш «партийный огород». Предвидя возражения, скажу. Да, действительно, у райкома партии, кроме этой дискуссии, масса других разных дел. Но разве авторитет райкома складывается только из показателей района по мясу и молоку, по вводимой жилплощади?
Наверное, в немалой степени он определяется и атмосферой открытости, честности, политической правды, которую вокруг себя должны утверждать коммунисты.
Теперь о самой дискуссии. Не ошибусь, если скажу – все, кто пришел в этот вечер в Дом культуры ИвГРЭС, оказался «включенным» в очень острый, живой, интересный разговор. Характерно, что к открывшимся сегодня новым историческим фактам добавлялись очень ценные воспоминания местных старожилов – свидетелей «великого перелома», многочисленных арестов, происходивших в 30-е годы в Комсомольске.
С какой болью рассказывал седой, с большими натруженными руками человек о том, отбирался последний крестьянский хлеб, как под видом раскулачивания с земли сгоняли хозяина-труженика. И как неожиданно прозвучали его слова-признание: «Какие же мы были тогда одураченные, одурманенные сталинскими лозунгами, какое издевательство допустили над собой, над своей страной! Я очень не хочу, чтобы мной, моими внуками еще когда-либо могли так «понукать»…».
Но в этот вечер звучали и другие мнения. Например, группа женщин открыто выступила в защиту Сталина, приводя уже хорошо знакомое – при нем был порядок, продукты в магазине, с ним мы выиграли войну и т.п. Удивляли не только их напор и страстные защитные речи (в конце концов любая истинная вера похвальна, только не была бы она слепой и злобной), сколько вполне серьезные призывы женщин не трогать историю, не беспокоить мертвых, оставить для молодежи «светлые идеалы».
Конечно, кто же против идеалов? Вот только быть они должны подлинными, чистыми и тогда за них не надо будет бояться, а уж тем более, периодически менять вывески на наших улицах!
Драматична отечественная история. Но мы ее себе не выбираем, а принимаем в наследство такую, какая есть. Со всеми трагедиями и драмами – это наша история. И чем лучше мы ее будем знать, тем больших ошибок сумеем избежать в будущем.
Сложный разговор состоялся в Комсомольске. Я впервые принял участие в открытой очной полемике людей разных поколений, разных жизненных установок. Какой вывод я сделал из этой встречи, из своего собственного опыта?
Главный – кому-то очень хочется, чтобы мы успокоились в своем историческом неведении, гипнотически замирали при сакраментальном «есть мнение». Кто-то не мыслит иного нашего состояния, кроме как полусогнутого, при котором невозможно свободно, ровно дышать. По-прежнему в иных начальственных кабинетах так и витает грозное, хлесткое «не сметь!», «кто велел?», объясняя, что это – не для «вашего ума». (Так мне однажды «подсказывали» в одной высокой инстанции, какие темы в политклубе должны быть для «молодежного ума», а какие нет!)
И я все чаще думаю, а почему, собственно? Не потому ли, что иные столоначальники страсть как боятся: вдруг юные головы в поисках исторической правды «ударятся в раж» да станут искать истину и в дне сегодняшнем: «А кто все-таки нами руководит? И правильно ли это делает?» Думаю, что много было бы сейчас желающих наглухо забить все «окна гласности», чтобы через них не разглядели чью-то некомпетентность да не усомнились в нужности чьей-то персоны.
Да нет уж, уверен, не дадим мы теперь публично безобразничать и заколачивать эти окна! И на грозное чиновничье «не сметь!» посмеем думать, рассуждать, критиковать, говорить, спорить по любому вопросу, по любой теме – будь это в политклубе, на собрании, в «вышестоящей инстанции».
Потому как не только обращение Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева к молодежи на ХХ съезде ВЛКСМ «не принимать все на веру, попытаться самим во всем разобраться», но и не выполненный еще до конца революционный долг нас к этому обязывает.
А. Корягин, зав. идеологическим отделом обкома ВЛКСМ.
Из писем в редакцию
Мы – люди старшего поколения, которых с чьей-то руки называют сталинистами. Разве будешь возражать против того, что мы родились, воспитывались, воевали и трудились в те уже далекие времена. А сейчас, слушая радио и читая газеты, нам неприятно, что по чьей-то команде развернулась эта кампания по обвинению И.В. Сталина во всех возможных и невозможных грехах. И это все преподносится молодежи (которая совершенно не в курсе дел), затуманивая ей голову.
И все преподносится обязательно в негативном виде и совершенно умалчивается все хорошее, связанное с И.В. Сталиным. Надо быть незаурядным человеком, чтобы вывести нашу страну из разрухи гражданской войны в условиях вредительства и диверсий, улучшить условия жизни народа перед ВОВ, руководя партией, провести Великую Отечественную войну, подняв на нее вест советский народ, и достаточно быстро восстановить разрушенное войной народное хозяйство. Да еще каждый год проводить снижение цен на продукты и товары. Правда, некоторые досужие головы в лице современных экономистов говорят, что он не знал законов экономики.
В это трудно поверить, ведь жизнь народа с каждым годом налаживалась. А теперь слишком много развелось экономистов разных рангов, которые знают, что делать, но не знают, как это сделать. В результате же с каждым годом ухудшается положение простого народа. В магазинах исчезли некоторые продукты из свободной продажи.: сахар, мыло, мясные изделия и еще кое-что. Да и цены на все продукты неуклонно растут. А мы только, извините, болтаем о гласности и перестройке. Кому нужна такая перестройка?
Организованные кооператоры – это узаконенные спекулянты, которые, пользуясь государственной помощью, стараются посредством максимального увеличения цен набить себе карман.
Появились миллионеры – советская буржуазия. И нередки факты, когда они, скупая государственную продукцию, продают как свою и, естественно, по кооперативной цене. Разве этим можно улучшить жизнь населения? А этого раньше не было и быть не могло. И теперь напрашивается вывод: видно, чтобы народ не слишком реагировал на современные недостатки во всех отраслях народного хозяйства сверху донизу, надо все это прикрыть туманными разговорами с критикой сталинского периода.
И очень жаль, что наша молодежь питается подобной информацией. Да и всем она, эта «информация», приелась и надоела. Надо, прежде всего, заниматься полезными делами. Думать, как наладить наше бедное хозяйство, науку, медицину и особенно экологию. Вот что важно! А не заниматься пустословием о прошедшем! Прочитав вашу газету 7 февраля т.г., я согласен с тов. Дорониной, Ханачевой и Буровым.. Ну, а в отношении Л. Александрова и С. Круг – чувствуется, что это зеленая молодежь: они (по их словам) не любят дисциплину.
Мне жаль таких недалеких людей. Ведь дисциплина – это, прежде всего, порядок. А анархия и вседозволенность – это грубое нарушение общечеловеческих норм поведения и законности. Это, прежде всего. Увеличение преступности и нарушение правопорядка, что сейчас и наблюдается.
С уважением
И.П. Гасилов.
Надеюсь, что мое письмо будет обеспечено местом в вашей газете.