Дом, где зажигаются сердца...
История возникновение народного ТЮЗа в областном центре текстильного края берет свое начало со дня выхода Декрета «Об учреждении Домов работников просвещения» от 25 апреля 1926 года. С того момента театральный кружок «Дома учителя» стал особой «базой культурно-политической работы среди тружеников образования».
«… Апрель 1961 года. На сцене Дома учителя идет спектакль по пьесе Н. Ивантер «Бывшие мальчики»: драмколлектив Дома учителя сдает ответственный экзамен на звание «народного Театра юного зрителя»…. С коллективом плодотворно работает его главный режиссер Н.Е. Буренева, подлинный художник и умелый организатор. А заботливо опекает театр его основатель и «крестный» отец – Ю.М. Пименов, человек талантливый и одержимый, вписавший в летопись Дворца пионеров свою уникальную страницу»… (Из книги «Народный театр юного зрителя. 50 сезонов». Иваново, 2011 г.). Через год народный ТЮЗ закономерно переходит на сцену Дворца пионеров.
С 1939 года большую работу по нравственно-эстетическому воспитанию подрастающего поколения активно проводит драмкружок ивановского Дворца пионеров и школьников (ДПШ). Его выпускники регулярно пополняют ряды самодеятельных артистов Дома учителя. Со дня открытия Дворца здесь объединились увлеченные театром школьники и педагоги. Они взяли тогда на себя миссию театра юного зрителя. Здесь на сцене театрального зала были их первые уроки нравственности, оптимизма и патриотизма. Первым режиссером коллектива был Павел Капустин, первой постановкой стала пьеса «Кухаркины дети», где сделал первые шаги на сцене будущий народный артист СССР Лев Викторович Раскатов. Уже в 1940 году драмкружковцы участвовали в областной олимпиаде детского творчества в связи с десятилетием областной газеты «Всегда готов!». Драмкружок стал для многих подростков особой школой искренности, добра и человеколюбия. Именно в нем многие обрели подлинно творческое вдохновение на всю жизнь.
Война жестко вмешалась в детские судьбы. С первых ее дней кружковцы стали приходить к раненым в профильный военный госпиталь на улицу В.В. Демидова. (Василий Викторович Демидов, 1840-1908 гг., организатор первого стационарного театра в Иваново-Вознесенске, руководитель Народного театра. – Прим. ред.) В палатах и коридорах солдаты с глубоким пониманием слушали проникновенное художественное слово. Драмкружковцы вдохновенно читали письма, приходившие с фронтов, писали под диктовку ответы близким и родным раненых бойцов, а также помогали мыть окна, набивать матрацы, подушки, гладили белье. Когда в 1942 году руководитель драмкружка Павел Сергеевич Капустин ушел на фронт, задуманные постановки взялись доработать сами кружковцы. Инициатором продолжения начатого дела был старшеклассник Юрий Пименов. Помощником у него стали Владимир Александровский и Олег Лебедев (как художник). Вскоре и эти парни вместе с одногодками надели солдатские шинели. В то трудное военное время театральный кружок взял под опеку актер Ивановского областного большого драматического театра Николай Миловидов. Были выпущены спектакли: «Сказка об Иване-царевиче, о земле родимой, матушке любимой» В. Гольдфельда, «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу, «Хирургия» А.П. Чехова, «Снегурочка» А.Н. Островского. Все кружковцы приняли участие в формировании библиотечки для малышей. Стихи, рассказы, сказки из этих книжек читали они потом по ролям в разных группах детских садиков.
С 1946 года, после демобилизации, Юрий Михайлович Пименов на долгие годы связал свою судьбу с ивановским Дворцом пионеров и школьников. Его режиссерский, педагогический, человеческий талант отразился в ярчайших страницах биографии детского театрального коллектива и самого Дворца пионеров. Основные постановки тех лет: «Финист – ясный сокол» И. Шестакова, «Аттестат зрелости» Л. Гераскиной, «Ее друзья» В. Розова, «У них есть родина», «Веселые сновидения», «Я хочу домой» С. Михалкова, «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака, «Маленький Мук» В. Гауфа, «Золотая медаль» В. Любимовой, «Снежная королева» Г.-Х. Андерсена, инсценировка «Робин Гуд» С. Заяцкого, «Голубое и розовое» А. Бруштейна, «У лесного озера» Ц. Солодаря, «Воробьевы горы» А. Симукова. В мелодраме «Великий еретик» И. Персонова по роману «Слуга дьявола» главную роль Галилео Галилея играл сам Ю.М. Пименов, а в спектакле «Иван да Марья» сцену боя ставил бывший кружковец Л. Раскатов – уже профессиональный артист Ивановского большого драматического театра.
О первой постановке пьесы «Двадцать лет спустя» М. Светлова вспоминает Таисия Чистова: «В спектакле были заняты старшеклассники. События Гражданской войны, мужество первых комсомольцев ассоциировались с героическим подвигом комсомольцев Великой Отечественной. И нам, участникам спектакля, хотелось походить на них. Мы заучивали стихи, которыми пронизана вся пьеса:
«Под пули, под грохот орудий,
Под свист нескончаемых вьюг
Семнадцатилетние люди
Выходят из дряхлых лачуг…»
Иной раз кое у кого из нас даже навертывались слезы, ведь памятны были не только письма с фронта, сообщения Информбюро, но и похоронки на отцов и близких.
«Шумит над нами время боевое,
Прифронтовою линией летя…
Мы будем жить легендой молодою
И через год, и двадцать лет спустя!»
Спектакль имел огромный успех и неоднократно ставился на сцене Дворца для учащихся школ города» (Из книги «Дом, где зажигаются сердца», г. Иваново, 2009 г).
На просмотры премьерных спектаклей драматического коллектива Дворца ходили дружно целыми классами. Репертуар был разнообразен, яркие, сказочные сценические образы оставляли неизгладимые впечатления у школьников.
Начиная с 1943 года поступила в Московское городское театральное училище выпускница драматического коллектива Дворца Т. Солодовникова, в следующем году там же стали учиться Т. Рыбакова, Н. Попов, в Ярославском театральном училище – Г. Копылова. Потом были приняты в театральное училище им. М.С. Щепкина при Малом театре О.В. Лебедев, Е. Несслер. Талант Л. Раскатова сразу заметили в Ивановском большом драматическом театре, где он проработал затем всю жизнь.
В середине пятидесятых годов руководитель драматического коллектива Ю.М. Пименов стойко вынашивает идею создания студийного театра юного зрителя. В 1957 году он ставит сказку Алексея Симукова «Земля родная». Музыку к спектаклю написал воспитанник симфонического оркестра Дворца Юрий Варыгин, декорации выполнил главный художник драмтеатра Бр. Перко. Возрастные характеры и сказочные образы помог создать художник-гример, заведующий постижерским цехом областного драмтеатра А.З. Коган, в массовых сценах приняли участие хор и танцевальный коллектив, солисты Дворца пионеров. Спектакль шел в два актерских состава, по два спектакля в воскресные дни. На репетициях, прогонах и показах спектаклей отрабатывали свои навыки участники фотокружка Дворца пионеров.
Начался кропотливый отбор детского и юношеского репертуара для нового театра. Отсутствие профессионального ТЮЗа в центре большой промышленной области ощутимо сказывалось на культурно-эстетическом воспитании подрастающего поколения. Самодеятельный поэтический молодежный театр-клуб не учитывал разновозрастные категории школьного зрителя. Такую миссию с успехом выполнял драматический коллектив Дворца пионеров.
12 апреля 1959 г. газета «Рабочий край», № 86, в статье «ПЕРВЫЙ ПИОНЕРСКИЙ…» сообщила:
«У Ивановского молодежного театра проявился младший брат. Им является первый самодеятельный ПИОНЕРСКИЙ ТЕАТР. Он вырос на базе драматического кружка Дворца пионеров. При новом творческом коллективе есть несколько цехов – декоративно-поделочный, костюмерный, бутафорский, гримировочный.
Директором театра назначен учащийся десятого класса ивановской средней школы № 36 Валерий Рыжалов, инспектором сцены – Виктор Красиков из школы № 39, заведующим постановочной частью – Рудик Шиляев (школа № 32), Есть шесть администраторов, ассистенты режиссера. Обязанности главного режиссера выполняет руководитель драматического кружка Дворца пионеров Ю.М. Пименов.
Первым спектаклем, подготовленным пионерским театром, явился «Снежок» В. Любимовой. С ним уже познакомились участники смотра школьной художественной самодеятельности. В апреле «Снежок» будет показан юным зрителям еще три раза. Сейчас театр готовит две новые постановки: «Белоснежку», Л. Веприцкой и «Синюю шапочку» М. Львовского».
Появление нового коллектива сценического творчества с необычным самоуправлением требовало решения новых организационно-художественных задач. К 20-летию Дворца (1959 г.) репертуарная афиша «Пионерского театра» не уступала любому профессиональному ТЮЗу. Это: патриотическая сказка «Земля родная» А. Симукова, классическая комедия «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского, романтическая драма «Двадцать лет спустя» М. Светлова и советская новая драматургия – «Снежок» В. Любимовой, затем «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу, детская сказка «Финист – Ясный сокол».
Естественным образом закрепилась традиция ежегодного проведения торжественных встреч с выпускниками драмкружка 27 марта. Дата эта стала особо памятна для театралов, так как неожиданно обрела статус Международного дня театра. Именно в этот день воспитанники коллектива драматического искусства регулярно собирались во Дворце, вспоминали знаменательные события, показывали «капустники», шутили, пели прежние и новые песни о сценическом творчестве, о Дворце, ставшем для них родным домом:
«Драмкружок давно был во дворце основан,
Многих поколений в нем сейчас уж нет,
Но не гаснет пламя в сердце, что зажег он,
И живут традиции давно минувших лет…»
Театралам пелось не только в этот день. Праздник, радостные новости, откровения, воспоминания. Обмен сюрпризами, поделками, сувенирами. Одна из подписей на подарочной тетради:
И куда б ни занесла нас
Жизни бурная река,
Никогда не позабудем
Мы друзей из драмкружка.
( 27.03.1959 г. Бывшая старшая группа. 10-я встреча выпускников)
Диплом педагогического института, опыт работы в педагогическом коллективе ДПШ логично привели Ю. М Пименова в кресло директора Дома работников просвещения (Дом учителя). За ним пришли в театральный коллектив выпускники драмкружковцы: Ю. Беккер, Н. Дубова, В. Елистратов, Г. Ермолаева, А. Королев, В. Красиков, А. Кудряшов, Г. Куликова, И. Ручкина, В. Сафрина, В. Смирнов (Рыжалов), Ю. Чернов, Р. Шиляев и др. Участвовали в спектаклях Дома учителя и профессионалы: Н. Попов – в то время диктор областного радио, позднее была занята в спектаклях Е. Евгеньева – заслуженная артистка РСФСР и Чечено-Ингушской АССР.
Переход в Дом учителя заставил Юрия Михайловича в 1960 году передать художественное руководство «Пионерским театром» своему воспитаннику Юрию Беккеру. В ДПШ появились спектакли: «Королевство кривых зеркал» по книге В. Губарева, «Два клена» Е. Шварца, «Наше собственное» – о детях блокадного Ленинграда. Одновременно на сцене Дома учителя основной репертуар составили: «Почему улыбались звезды» А. Корнейчука, «Гроза» А.Н. Островского, «Последние» М. Горького, «Обыкновенный человек» Л. Леонова, «Бывшие мальчишки» Н. Ивантер, «Пять вечеров» А. Володина. Затем уже на сцене Дворца пионеров: «Журавли» В. Гоголашвили, «Хижина дяди Тома» А. Бруштейна, «Похищение луковиц» М. Машаду, «В день свадьбы» В. Розова, «Романтики» Э. Ростана, «Чудеса в полдень» Г. Мамлина, «На улице счастливой» Ю. Принцева. Особой вехой в жизни ТЮЗа стали спектакли к юбилейным датам: «Именем революции», «Цветы живые» Н. Погодина и «День тишины» М. Шатрова, где Ю.М. Пименов играл В.И. Ленина. В сводной афише неординарного коллектива теперь соседствовали жанровые постановки разных лет для всех возрастных категорий зрителя.
В апреле 1961 года сложившийся на базе Дворца пионеров и Дома учителя театр юного зрителя получил звание: «Народный коллектив самодеятельного художественного творчества». Преобладание молодежного и детского репертуара определяет его профиль, обеспечивает право называться Театром юного зрителя. Народный ТЮЗ становится театром-спутником Центрального детского театра. Труппа приглашается в Москву. Три дня проходили в телевизионном театре съемки сцен и фрагментов из постановок: «Гроза», «Именем революции», спектакля для детей «Тили-тили-тесто». Откровенный, заинтересованный разговор о новом театральном проекте состоялся на Центральном телевидении в программе для школьников под рубрикой «От семи до семидесяти», которая недвусмысленно свидетельствовала о широком диапазоне состава труппы и ее творческих возможностях.
Народный ТЮЗ активно вошел в театральную жизнь областного центра с выездными спектаклями по городу зимой и в пионерские лагеря отдыха летом. Большую творческую поддержку НТЮЗу постоянно оказывали студенты, начинающие педагоги, аспиранты Ивановского педагогического института. Художественный руководитель и главный режиссер театра Н.Е. Буренева, понимая единство нравственных, педагогических и воспитательных задач, придерживаясь требований новейших общеобразовательных программ, осуществляет постановки для детей и родителей.
Вдохновитель и организатор «Пионерского театра» Ю.М. Пименов возвращается в 1962 году обратно в родной Дворец, теперь на должность директора. Здесь народный ТЮЗ обретает новое дыхание. Директор, режиссер, «крестный отец» детского театра Юрий Михайлович Пименов вместе с главным режиссером ТЮЗа, – его женой, Норой Евгеньевной Буреневой, обратили особое внимание на организацию студийного образования. Разработаны программы полноценной учебной и воспитательной работы во всех возрастных группах труппы.
Бессменная староста бывшего драмкружка, ведущая актриса народного ТЮЗа – В. Сафрина вспоминает:
«Какие только спектакли мы не ставили! Ставили увлеченно, испытывая великую радость, а порой и счастье. И вдохновителем их был Юрий Михайлович. Больше того, он учил нас не столько постигать своего героя, сколько делать себя, делать себя чище, человечнее. Ведь чем возвышеннее человек в жизни, тем многограннее он на сцене. Потому-то он требовал, чтобы мы как можно больше читали, интересовались театральными делами, учились понимать живопись, музыку. Он готовил нас к жизни» (Из книги «Дом, где зажигаются сердца»).
С 1967 года основы актерского мастерства и сценической речи в студии преподавал воспитанник Юрия Михайловича и Норы Евгеньевны актер Ивановского большого драматического театра В. Смирнов (Рыжалов). Получив высшее театральное образование на актерском факультете Вильнюсской гос. консерватории (ВГК Лит. ССР), он занимался со студийцами по программе театрального института. Учебные этюды, упражнения на воображение, развитие творческой фантазии, физической и сценической свободы помогали школьникам результативно раскрыть свой творческий потенциал. По окончании школы воспитанница студии этого набора Т. Михеева была принята в областной драматический театр, а через год стала ведущей актрисой Кинешемского драматического театра им. А.Н. Островского. Как ассистент режиссера Валерий Алексеевич принял заинтересованное участие в постановках спектаклей к 50-летию ВЛКСМ. В частности, репетировал спектакль «Варшавская мелодия» Л. Зорина, где играли Г. Куликова и С. Кузнецов, который впоследствии стал очередным режиссером ТЮЗа.
Возросшие финансовые запросы и хозяйственные потребности народного коллектива оказались в тягость управлению культуры. Сложности с предоставлением транспорта для гастрольных поездок, организационно-технические трудности, вмешательства в перспективные планы болезненно затормозили жизнь театра.
«Обострившийся до предела конфликт главного режиссера с руководством города и чиновниками «от образования» ставит будущее под сомнение… Н.Е. Буренева и Ю.М. Пименов переезжают в Ярославль». (Из книги «Народный театр юного зрителя 50 сезонов», г. Иваново, 2011 г.).
Неординарные режиссеры, талантливые педагоги и воспитатели оба приглашены возглавить театр ярославского Дворца культуры моторостроителей. За ними в Ярославль потянулись преданные театру воспитанники (В. Сафрина, И. Ручкина, Ю. Чернов…). Труппа ивановского детского театра осиротела.
В 1969 году во Дворец пионеров пришел новый руководитель народного ТЮЗа В.А. Коляда. «Режиссер активно включился в работу. Смысл и содержание его творческой программы определили спектакли: «На улице Счастливой» по пьесе Ю. Принцева, «Вечно живые», «В добрый час» В. Розова, «Эй, ты, – здравствуй!» Г. Мамлина». (Из книги «Народный театр юного зрителя 50 сезонов»)
С 1971 года самый сложный этап в жизни ТЮЗа пришлось преодолевать молодому талантливому режиссеру В.В. Маслову (ныне заслуженный работник культуры РФ), он продолжил образовательную и воспитательную работу в коллективе. Студия стала двухгодичной и дала путевку на сцену ее выпускникам: С. Смирнову, В. Косякову, И. Панину, И. Тимофеевой, Т. Синицыной, Е. Крыловой. В сезоны 1971-1975 гг. на сцене ТЮЗа поставлены: «Машенька» А. Афиногенова, «Трень-брень» Р. Погодина, «Мелодия» А. Зорина, «Все это не так просто» Л. Гераскиной. Самым юным зрителям театр адресует спектакль-сказку «Маленький шарманщик» Л. Устинова в постановке актера театра С.А. Кузнецова, который был надежной опорой руководителя коллектива в этот переходный период. Страшный пожар на сцене Дворца пионеров в ночь перед премьерой его же спектакля «Звездный мальчик» О. Уайльда нанес сокрушительный удар по творческим замыслам, в корне нарушил жизнь коллектива. Сгорели декорации, были выведены из строя зрительный зал и основные коммуникации Дворца.
После такого трагического случая народный ТЮЗ возвратился на сцену Дома учителя. Просветительская миссия продолжилась ... Спектакль «Машенька» по пьесе А. Афиногенова приносит театру звание лауреата Диплома первой степени областного фестиваля народных театров.
«О нелегком пути рождения доверия, дружбы, любви о чуткости к внутреннему миру подростка рассказал Ивановский народный театр юного зрителя спектаклем «Машенька»…. Эта камерная по своей атмосфере пьеса достигает звучания, поднимая ряд непреходящих проблем – об умении быть родителями, о силе собственного примера, об ответственности взрослых перед обществом за своих детей... Спектакль народного ТЮЗа – убедительная заявка на то, что он обретает новых поклонников, новых друзей. Театр остается добрым наставником молодежи». (Г. Великанова. Из книги «Народный театр юного зрителя 50 сезонов», Иваново, 2011 г.).
Этапы становления театра:
Драматический коллектив Дома работников просвещения.
Драмкружок Дворца пионеров и школьников (ДПШ) г. Иваново
«ПИОНЕРСКИЙ ТЕАТР» городского Дворца пионеров и школьников
Народный ТЮЗ на базе сценических коллективов Дворца пионеров и Дома учителя.
Театр-спутник московского Центрального детского театра (1965)
Лауреат областной премии Ленинского комсомола.
Народный ТЮЗ на сцене Дома работников просвещения
Лауреат Диплома первой степени областного фестиваля народных театров.
Народный ТЮЗ на сцене Дома культуры завода «Ивторфмаш».
Народный ТЮЗ на сцене областного Дворца культуры научно-методического объединения народного творчества.
Лауреат первого Всесоюзного фестиваля народного художественного творчества.
Народный ТЮЗ на сцене областного координационно-методического центра культуры и творчества.
Заслуженный коллектив Ивановской области.
«У нас есть общее светлейшее прошлое, которое часто помогало жить и выживать. Есть настоящее, в котором есть память. И есть мы. Будем же беречь все это». (В. Сафрина. Из книги «Дом, где зажигаются сердца»).
Театральный коллектив юного зрителя, как большой творческий костер, зажигал своими искрами молодые горячие сердца, помогал реализовать искренние устремления, учил не успокаиваться, не останавливаться на достигнутом.
Валерий Смирнов-Рыжалов, Виктор Красиков, март 2018 г.
Смирнов-Рыжалов Валерий Алексеевич (Смирнов В.А.)
Родился 17 мая 1942 года в городе Иваново. Посвятил себя театральной деятельности. Жил и работал в Белоруссии, Литве, в городах России. Окончил актерский факультет Вильнюсской гос. консерватории (ВГК Лит. ССР). Был секретарем комсомольской организации Ивановского областного большого драматического театра (1967 – 1970). Заслуженный артист РСФСР, член Союза театральных деятелей (ВТО) РФ. Ветеран сцены, член объединения Всероссийской организации ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Красиков Виктор Яковлевич
Земляк. Родился 24 мая 1943 г. в городе Иваново. С 1950 года учился в средней школе № 39. В 1959 г. поступил в ремесленное училище №2 при заводе «Ивтекмаш». По окончании училища в 1961 году работал слесарем-сборщиком на заводе расточных станков. В 1963 году был призван в ряды Советской Армии, где прошел путь от солдата до освобожденного секретаря комсомольской организации войсковой части. В 1966 году после демобилизации устроился на Ивановский завод испытательных приборов «ГЗИП» в бюро технической информации (БТИ) и в дальнейшем был избран освобожденным секретарем комсомольской организации завода. Был членом Ленинского райкома и горкома ВЛКСМ г. Иваново. В 1969 году окончил Ивановский педагогический институт им. Фурманова. В 1971 году переехал в г. Ленинград и поступил на службу в органы внутренних дел, где прослужил 30 лет, пройдя путь от старшины до полковника милиции. В 1998 году вышел на пенсию с должности заместителя начальника управления. Ветеран труда.